Сибирские огни, 1981, № 7
132 А Л Е К С А Н Д Р Б У Р Л А вред организму подростков. И всему ви ной, думается,— ранняя специализация. Подойдите для интереса к подросткам, тренирующимся на центральном стадионе, и спросите, в каком виде легкой атлетики они специализируются: Каждый четко ска жет, кто он: прыгун в высоту или в длину, бегун на средние дистанции или метатель. А ведь большинству из них не более две надцати, тринадцати лет... Швецов: — В каждом виде легкой атлетики суще ствует определенная система специальных подготовительных упражнений, способству ющих улучшению физических качеств, ос воению сложной техники легкоатлетиче ских дисциплин. Например, в спринте — это бег с высоким подниманием бедра, бег толчками, бег с сопротивлением, бег в гору, под гору, бег за лидером, упражнения с партнером, с отягощениями, штангой, на тренажере. У прыгунов в высоту — махо вые движения у гимнастической стенки, прыжки с доставанием головой или рукой подвешенных предметов, выпрыгивание с отягощениями, штангой, прыжки через ряд установленных барьеров и т. д. Так вот, все эти специальные упражнения, которые больше подходят для взрослых, квалифи цированных атлетов, используются тренера ми детских спортивных школ. Используются для того, чтобы побыстрее научить подро стков основам бега, прыжков, метаний, что бы привить, как многие ошибочно думают, любовь к легкой атлетике. Первые годы новички с удовольствием выполняют раз личные комплексы специальных упражне ний, делают тысячи прыжков, тысячи по вторных пробеганий различных отрезков, перетаскивают сотни тонн тяжестей. Трени руются с упоением, тренируются до тех пор, пока растут спортивные результаты в избранном ими виде легкой атлетики. Но потом, лет через пять-шесть, годам к во семнадцати, спортивные результаты пере стают улучшаться, пропадает у ребят по степенно и желание тренироваться. Чаще всего им просто надоедает выполнять из года в год одни и те же упражнения, и весь арсенал этих вспомогательных, специальных упражнений уже не дает того эффекта, ка кой давал в первые годы тренировок, ког да организм подростка усваивал любые уп ражнения, любые тренировочные объемы. К этому времени юноши обычно заканчи вают школу, поступают в институты, при ходят в спортивные секции, и не знаешь, с чего с ними начинать работу. Им уже поч ти не хочется тренироваться, они все пере пробовали, их ничем не удивишь. Специ альные упражнения с отягощениями, со штангой? Они их делали и два, и три года назад. Повторное пробегание отрезков, переменный бег? И это им давно знакомо. А вот попроси их выполнить какое-либо упражнение из другого вида легкой атле тики, прыгуна в высоту, допустим, прыгнуть за команду в длину или пробежать сто метров в эстафете — не смогуті У них нет запаса легкоатлетических движений, нет необходимого фундамента дальнейшего спортивного совершенствования, нет разно сторонней общефизической подготовки. Бухашеев: — Вот таким образом и теряют одарен ных от природы юношей и девушек, кото рые в четырнадцать-пятнадцать лет, воз можно, и блистали на легкоатлетических секторах и дорожках, устанавливали рекор ды области и республики. И все из-за того, что «детские» тренеры торопятся в работе с талантливыми ребятами; зная, что .через четыре-пять лет все равно придется пере давать ученика тренеру школы высшего спортивного мастерства или вузовскому тренеру, форсируют подготовку своих воспитанников, чтобы передать ученика высшей спортивной квалификации, рекорд смена в своем виде спорта, чтобы его ра бота — работа тренера ДЮСШ — тоже была видна. Швецов: — Для интереса взгляните на статисти ку. Почти ежегодно новосибирские школь ники становятся чемпионами республики среди іоношей, а некоторые даже страны по многим видам легкой атлетики, но- про ходит год после выхода этих чемпионов из юношеского возраста, и чаще всего мы не находим их фамилий даже в составах сбор ных команд области. Бухашеев: — И я могу назвать не один десяток фамилий новосибирских щкольников, кото рые в юношеском возрасте подавали боль шие надежды, но, дойдя до юниорского рубежа, исчезали с легкоатлетического не босклона. Виной всему — я убежден — только ранняя специализация спортсменов. Я с большим удовольствием принимаю в группу спортивного совершенствования студентов, не умеющих ни бегать, ^и пры гать, чем скороспелых перворазрядников. Теперь, надеюсь, вы понимаете, что я был рад, что Виктор Маркин пришел ко мне не из детской спортивной школы. Конечно, по пади он в группу вдумчивого тренера ДЮСШ , который дал бы ему разносторон нюю подготовку, привил бы любовь к лег кой атлетике, научил бы ее основам, та лант Маркина мог проявиться, возможно, и раньше. Вот такому тренеру я бы в пояс поклонился, потому что одаренность Вик тора я обнаружил в первый же год работы с ним, но мне пришлось три долгих года развивать его физические качества до того уровня, когда стало возможным применить систему подготовки, специально для него разработанную, с целью достижения вы соких результатов не только на его основ ной дистанции, но и на смежных. Не об учаясь в детской спортивной школе, Вик тор упустил время, наиболее благоприятное для развития скоростных качеств, для раз ностороннего физического развития, но, в то же время, приступив к целенаправлен ным тренировкам в восемнадцатилетнем возрасте, он не утратил интереса к самым простым специальным упражнениям, спо собствующим в короткий промежуток вре мени «поставить» технику спринтерского бега, приобрести необходимые физиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2