Сибирские огни, 1981, № 7

132 А Л Е К С А Н Д Р Б У Р Л А вред организму подростков. И всему ви­ ной, думается,— ранняя специализация. Подойдите для интереса к подросткам, тренирующимся на центральном стадионе, и спросите, в каком виде легкой атлетики они специализируются: Каждый четко ска­ жет, кто он: прыгун в высоту или в длину, бегун на средние дистанции или метатель. А ведь большинству из них не более две­ надцати, тринадцати лет... Швецов: — В каждом виде легкой атлетики суще­ ствует определенная система специальных подготовительных упражнений, способству­ ющих улучшению физических качеств, ос­ воению сложной техники легкоатлетиче­ ских дисциплин. Например, в спринте — это бег с высоким подниманием бедра, бег толчками, бег с сопротивлением, бег в гору, под гору, бег за лидером, упражнения с партнером, с отягощениями, штангой, на тренажере. У прыгунов в высоту — махо­ вые движения у гимнастической стенки, прыжки с доставанием головой или рукой подвешенных предметов, выпрыгивание с отягощениями, штангой, прыжки через ряд установленных барьеров и т. д. Так вот, все эти специальные упражнения, которые больше подходят для взрослых, квалифи­ цированных атлетов, используются тренера­ ми детских спортивных школ. Используются для того, чтобы побыстрее научить подро­ стков основам бега, прыжков, метаний, что­ бы привить, как многие ошибочно думают, любовь к легкой атлетике. Первые годы новички с удовольствием выполняют раз­ личные комплексы специальных упражне­ ний, делают тысячи прыжков, тысячи по­ вторных пробеганий различных отрезков, перетаскивают сотни тонн тяжестей. Трени­ руются с упоением, тренируются до тех пор, пока растут спортивные результаты в избранном ими виде легкой атлетики. Но потом, лет через пять-шесть, годам к во­ семнадцати, спортивные результаты пере­ стают улучшаться, пропадает у ребят по­ степенно и желание тренироваться. Чаще всего им просто надоедает выполнять из года в год одни и те же упражнения, и весь арсенал этих вспомогательных, специальных упражнений уже не дает того эффекта, ка­ кой давал в первые годы тренировок, ког­ да организм подростка усваивал любые уп­ ражнения, любые тренировочные объемы. К этому времени юноши обычно заканчи­ вают школу, поступают в институты, при­ ходят в спортивные секции, и не знаешь, с чего с ними начинать работу. Им уже поч­ ти не хочется тренироваться, они все пере­ пробовали, их ничем не удивишь. Специ­ альные упражнения с отягощениями, со штангой? Они их делали и два, и три года назад. Повторное пробегание отрезков, переменный бег? И это им давно знакомо. А вот попроси их выполнить какое-либо упражнение из другого вида легкой атле­ тики, прыгуна в высоту, допустим, прыгнуть за команду в длину или пробежать сто метров в эстафете — не смогуті У них нет запаса легкоатлетических движений, нет необходимого фундамента дальнейшего спортивного совершенствования, нет разно­ сторонней общефизической подготовки. Бухашеев: — Вот таким образом и теряют одарен­ ных от природы юношей и девушек, кото­ рые в четырнадцать-пятнадцать лет, воз­ можно, и блистали на легкоатлетических секторах и дорожках, устанавливали рекор­ ды области и республики. И все из-за того, что «детские» тренеры торопятся в работе с талантливыми ребятами; зная, что .через четыре-пять лет все равно придется пере­ давать ученика тренеру школы высшего спортивного мастерства или вузовскому тренеру, форсируют подготовку своих воспитанников, чтобы передать ученика высшей спортивной квалификации, рекорд­ смена в своем виде спорта, чтобы его ра­ бота — работа тренера ДЮСШ — тоже была видна. Швецов: — Для интереса взгляните на статисти­ ку. Почти ежегодно новосибирские школь­ ники становятся чемпионами республики среди іоношей, а некоторые даже страны по многим видам легкой атлетики, но- про­ ходит год после выхода этих чемпионов из юношеского возраста, и чаще всего мы не находим их фамилий даже в составах сбор­ ных команд области. Бухашеев: — И я могу назвать не один десяток фамилий новосибирских щкольников, кото­ рые в юношеском возрасте подавали боль­ шие надежды, но, дойдя до юниорского рубежа, исчезали с легкоатлетического не­ босклона. Виной всему — я убежден — только ранняя специализация спортсменов. Я с большим удовольствием принимаю в группу спортивного совершенствования студентов, не умеющих ни бегать, ^и пры­ гать, чем скороспелых перворазрядников. Теперь, надеюсь, вы понимаете, что я был рад, что Виктор Маркин пришел ко мне не из детской спортивной школы. Конечно, по­ пади он в группу вдумчивого тренера ДЮСШ , который дал бы ему разносторон­ нюю подготовку, привил бы любовь к лег­ кой атлетике, научил бы ее основам, та­ лант Маркина мог проявиться, возможно, и раньше. Вот такому тренеру я бы в пояс поклонился, потому что одаренность Вик­ тора я обнаружил в первый же год работы с ним, но мне пришлось три долгих года развивать его физические качества до того уровня, когда стало возможным применить систему подготовки, специально для него разработанную, с целью достижения вы­ соких результатов не только на его основ­ ной дистанции, но и на смежных. Не об­ учаясь в детской спортивной школе, Вик­ тор упустил время, наиболее благоприятное для развития скоростных качеств, для раз­ ностороннего физического развития, но, в то же время, приступив к целенаправлен­ ным тренировкам в восемнадцатилетнем возрасте, он не утратил интереса к самым простым специальным упражнениям, спо­ собствующим в короткий промежуток вре­ мени «поставить» технику спринтерского бега, приобрести необходимые физиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2