Сибирские огни, 1981, № 7

«П УС ТЬ НЕ ПОКИНЕТ ДУША...» 117 страшной пыткой было пройти под тряпкой, пропитанной женской кровью. Преступ­ ники предпочитали быть подвешенными'на дыбе. ...Я встречал Ахана, когда он возвратился в Улан-Батор из поездки с делегацией Великого Народного Хурала в Болгарию. Рослый, загорелый, в цветастой тюбетейке на стриженой голове, он сбежал с трапа, будто спрыгнул с коня. Тодор Живков сказал на беседе: «Нам бы побольше таких чабанов, как Ахан». — А что Ахан? — Я подумаю над вашим предложением! — ответил наш Ахан. В тот день Ахан нервничал. Небо заволокло, полетит ли завтра самолет на Баян- ульгий? Он торопился. Там семья, друзья, там его отара—649 овец. Он придумал но­ вую схему перекочевок. По его опыту пасут стада уже сто двадцать пастухов. В Мон­ голии разворачивается ахановское движение. И вот снова сессия Великого Народного Хурала. В первом ряду президиума я вижу председателя и четырех его заместителей, среди них Муслимыйн Ахан. Еще недавно азиатские народы связывали будущее с таинственным призывным словом, для них столь важным, что мыслители, охваченные идеей единения с гряду­ щим, должны были предостеречь: «Кто ничего не знает о жизненном значении Шам­ балы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азми». Выдающийся гуманист Н. К. Рерих, оставивший нам эти слова, первым в русской ори­ енталистике описал живущую в мечтах людей Шамбалу — страну спасения. От него знаем, что монгольские конники, одержав победу в революции 1921 года, на улицах освобожденной Урги пели — он слышал! — песню про Шамбалу. Может быть, под впечатлением встречи с той партизанской песней Н. К. Рерих передал в дар Монгольской Народной Республике картину «Великий всадник» («Гряду­ щее»), одно из лучших полотен Музея изобразительного искусства в Улан-Баторе. В чистых ярких красках несется над монгольской степью, излучая жизненную энергию, всадник, высоко подняв в облаках знамя, трубя о будущем. Он летит над аратами, над юртами, над конями и верблюдами, над занятой мирными делами землей — зовет к новым усилиям. «Монгольский народ,— говорил Н. К. Рерих, передавая картину,— строит светлое будущее под знаменем нового века. Великий всадник освобождения несется над прос­ торами Монголии...» Рерих имел в виду освобождение от всякого рода существующих на земле не­ совершенств. На этот счет есть поверье, которое я слышал в монгольской степи и перескажу, как запомнил. Когда хотят человеку добра, его кушак дают мальчишкам, они бегают вокруг его юрты и кричат: «Пусть не покинет душа! Пусть не покинет...» Кушак пока­ жется чуть тяжелее, и это будет означать, что выпорхнувшая было душа вернулась на место. Как хочется, чтобы всегда летел по небу Великий всадник, чтобы кушак в руках тяжелел, чтобы до юрт моих друзей доносился и мой голос: — Пусть не покинет душа! Пусть не покинет... ,ткс, • -Ь - . ■ , - О ѵ * „ • -ЬС"* . • . >ІО> '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2