Сибирские огни, 1981, № 7
116 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В — В положении о Великом Хурулдане,— поднялся один из делегатов,— опреде ленно говорится, что все депутаты свободно, без всякого принуждения выявляют свою волю и выясняют все неясности, поэтому меня крайне удивляют последние слова министра... Встал премьер-министр Цэрэндорж: — Министр юстиции, когда ему был задан вопрос о мерах наказания государ ственных преступников, поступил бестактно по отношению к депутату. От имени пра вительства я заявляю, что депутаты вправе совершенно свободно высказывать свои соображения, критиковать и задавать какие угодно вопросы. Слово взял министр юстиции: — Мой ответ по поводу заданного мне вопроса признан непозволительным. При знавая свою вину перед лицом Великого Хурала, я глубоко извиняюсь за свое бес тактное выступление... Так утверждалась народная власть. Ахан — заместитель председателя Великого Народного Хурала девятого созыва, один из 354 депутатов парламента. Дети и внуки депутатов 20-х годов отличаются социальным положением (27,7 про цента— рабочие, 29,3 процента — араты, 43 процента — интеллигенция и служащие); образованием (с высшим 48,5 процента, со средним 25,1 процента); участием женщин (23 процента). У молодых депутатов ладони выгнуты, как у первоклашек, на лицах сму щение от принятой ответственности, но когда они выходят на трибуну и, оторвавшись от подготовленного текста, говорят о делах, их не собьешь. После заседания чабаны, рабочие, музыканты, с кожаными папками под мышкой, расходятся по министерствам, что-то требуют, и министры считаются с ними. Что ни говори, а от этой руки, сейчас барабанящей пальцами по папке, в какой-то степени зависит, оставаться ли ему ми нистром и завтра. И еще одну мысль держит в умной голове министр. Когда надо что-либо осущест вить сверх утвержденных планов, а под это уже нет средств или не хватает материа лов, рассчитывать можно на народную инициативу. И кто же, как не депутат, сейчас требующий для своего хозяйства новый «газик» или портативные радиостанции, пове дет за собою людей сажать деревья или косить сено для артельного стада? Мне нравится слушать Ахана. — Наша семья кочевала вблизи Цаганура, я ходил в школу за пятнадцать кило метров пешком. Неплохо учился, но жили бедно, надо было помогать семье. Кончил четыре класса и ушел в скотогоны. А стал старше, вместе с отцом вступил в сельско хозяйственное объединение. Не смог учиться, пусть трудом покажу, на что способен. Жить вообще — одно, а жить как человек — другое. Муравей тоже живет. А я ие му равей... Наверно, я человек честолюбивый. Когда вручают алую ленту чемпиона — ра достно. Я был делегатом XVII съезда МНРП, чувствовал большой прилив сил: мы это мы, которые вместе против «них», то есть врагов социализма, а также бюрократов, лентяев, необязательных людей. Живет у нас старик Карибай Шангишвай, 99 лет. Он был проводником отрядов Хас Батора и Байкалова на озеро Толбо-нур, где было сражение с белобандитами Так вот этот старик говорит: «Надо умирать крепким, чтобы сыновья не видели сла бым»! Старик имеет в виду физическое здоровье, но не важнее ли в этом случае здо ровье души? Сыновья не должны видеть отца сломленным. Поэтому, когда речь захо дит о детях, я говорю: не надо воспитывать — надо жить так, чтобы сыновьям не было стыдных воспоминаний. Мы говорим: все для человека... А вот встречаешь руководителя, озабоченного проблемой «для всех», а судьбы отдельных людей не так уж ему и близки. Спраши ваю одного такого в аймаке, сколько у них пало овец. Двести тридцать, говорит. Точно знает. А какая, спрашиваю, у вас детская смертность? Сейчас, говорит, вы ясним. Набирает номер телефона. А я думал: почему же об овцах он лучше'осве домлен? Для монгола нравственное наказание, унижение, оскорбление всегда было тяже лей физической расправы. Это учитывали старые законы. За преступление подвешива ли за два пальца, заталкивали под ногти бамбук, сжимали горло колодками. А самой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2