Сибирские огни, 1981, № 7
по Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В — Балет «Наше объединение» поставили в 1954 году. — Однофамилец? — повторяю я. — Балет рассказывал о первых монгольских сельхозобъединениях, по-моему, по становка была удачной. — Кто композитор? — не выдерживаю я. — Это был я, ЖамьянІ Монгольская профессиональная музыка стала зарождаться в 30-х годах, нацио нальные композиторы бесстрашно брались за формы, дотоле неизвестные традицион ной музыкальной культуре: появлялись первые симфонии, сюиты, поэмы, балеты, опе ры. Между прочим, одна из первых национальных опер «Хухо Намжил» посвящена как раз морин-хуру, живущей в народе легенде, как остались вместе арат и конь. Не только в этом спектакле, во многих новых для монгольской музыки формах угадыва ешь народные степные мелодии, неисчерпаемый источник сегодняшних интонаций. Случайные люди, увидев морин-хур, снисходительно улыбаются, понимая про се бя ограниченные возможности двух струн, к тому ж из конского хвоста. Инструмент может быть идеален для кочевничьих мотивов — не больше? Жемьян не любит ронять слова, но, чтобы защитить народного любимца, он переложил для морин-хура «Грезы» Шумана, «Мелодии» Рубинштейна, «Баркаролу» Чайковского. Этим сочинениям, им исполненным на морин-хуре, аплодировал Большой театр Союза ССР, а уж его-то стены понаслышались музыкальной классики. Мы сидим с Жамьяном-хурчи на диване в его трехкомнатрой улан-баторской квартире, где на стене, как в юрте, висит старинный морин-хур, его концертный инст румент с глазастой лошадкой, наблюдающей, как мы пьем чай и перебираем семей ный альбом: хурчи в гостях у Джавахарлала Неру; нашему хурчи пожимает руку Хо Ши Мин. Я смотрю на его руки, отдыхающие на коленях, крупные руки скотовода, пахнущие молоком и войлоком; они кажутся характерными для монгольской интелли генции первого колена, вышедшей, как говорится, из народа. Фотографии, фотогра фии... А кто эта монгольская скрипачка с благородным лицом? Мансурэн, жена хурчи. Они встретились в 40-х годах в оркестровой яме. Оказа лись земляками, оба с керуленских берегов. Девушка только что окончила художест венное училище по классу скрипки. «Сидит в той яме до сих пор!» — шутит Жамьян. И в этот час она на репетиции. Готовят к постановке балет молодого композитора Хангала «Город сокровищ» о душевной красоте строителей Эрдэнэта и оперу «Евге ний Онегин» на русском языке. В свободное от репетиций время она успела родить дочь и четверых сыновей. Жамьян говорит о жене с шутливой интонацией, как говорят о любимом ребенке, смущаясь и боясь показаться сентиментальным. «Я пытался вы тащить Мансурэн из ямы, но теперь это окончательно невозможно: на сцене стала петь наша дочь!» Дочь нашего хурчи, элегантная молодая женщина, солистка театра оперы и бале та, исполнительница ведущих партий в «Севильском цирюльнике» и «Травиате», пре красное колоротурноѳ сопрано (выпускница Ленинградской консерватории), вернулась после репетиции усталая, а глаза блестят, как на празднике была. Там она виделась с мамой, а тут с отцом, она в семье живой мосток, связующий обе музыкальные сти хии: в театре мама и классика, дома отец и народный напев. Когда отец взял в руки мории-хур и тронул пальцем струну, дочь присела на край дивана, затянула протяж ную песню кочевников из седой старины. «Цецге,— спросил я,— для себя, для души, что вам чаще хочется петь, партию Розины или степные напевы прабабушек?»__«По жалуй, не отвечу... По настроению!» — «И все-таки,— не унимался я,— в самом добром расположении духа?» — «Мурлычу шлягер!» — смеется щуря глаза, как отец. Специалист по шлягерам — Батсайхан, старший сын, художественный руководи тель популярного в Монголии эстрадного ансамбля «Соел-Эрдэнэ». Молодежь на концертах неистовствует. В полутемном зале, в игре цветных пятен, звучат кубинские, советские, монгольские, испанские мелодии, грохочут электроинструменты, зрители прихлопывают в такт модному ритму, но вдруг в самых модных мелодиях зазвучит, напомнит о себе традиционный народный напев. Второй сын хурчи Баярсайхан, вы пускник Ереванской консерватории, отличный скрипач, ведет класс в музыкальном ѵчилище и выступает на концертах, но между братьями нет насчет музыки разногла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2