Сибирские огни, 1981, № 7

по Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В — Балет «Наше объединение» поставили в 1954 году. — Однофамилец? — повторяю я. — Балет рассказывал о первых монгольских сельхозобъединениях, по-моему, по­ становка была удачной. — Кто композитор? — не выдерживаю я. — Это был я, ЖамьянІ Монгольская профессиональная музыка стала зарождаться в 30-х годах, нацио­ нальные композиторы бесстрашно брались за формы, дотоле неизвестные традицион­ ной музыкальной культуре: появлялись первые симфонии, сюиты, поэмы, балеты, опе­ ры. Между прочим, одна из первых национальных опер «Хухо Намжил» посвящена как раз морин-хуру, живущей в народе легенде, как остались вместе арат и конь. Не только в этом спектакле, во многих новых для монгольской музыки формах угадыва­ ешь народные степные мелодии, неисчерпаемый источник сегодняшних интонаций. Случайные люди, увидев морин-хур, снисходительно улыбаются, понимая про се­ бя ограниченные возможности двух струн, к тому ж из конского хвоста. Инструмент может быть идеален для кочевничьих мотивов — не больше? Жемьян не любит ронять слова, но, чтобы защитить народного любимца, он переложил для морин-хура «Грезы» Шумана, «Мелодии» Рубинштейна, «Баркаролу» Чайковского. Этим сочинениям, им исполненным на морин-хуре, аплодировал Большой театр Союза ССР, а уж его-то стены понаслышались музыкальной классики. Мы сидим с Жамьяном-хурчи на диване в его трехкомнатрой улан-баторской квартире, где на стене, как в юрте, висит старинный морин-хур, его концертный инст­ румент с глазастой лошадкой, наблюдающей, как мы пьем чай и перебираем семей­ ный альбом: хурчи в гостях у Джавахарлала Неру; нашему хурчи пожимает руку Хо Ши Мин. Я смотрю на его руки, отдыхающие на коленях, крупные руки скотовода, пахнущие молоком и войлоком; они кажутся характерными для монгольской интелли­ генции первого колена, вышедшей, как говорится, из народа. Фотографии, фотогра­ фии... А кто эта монгольская скрипачка с благородным лицом? Мансурэн, жена хурчи. Они встретились в 40-х годах в оркестровой яме. Оказа­ лись земляками, оба с керуленских берегов. Девушка только что окончила художест­ венное училище по классу скрипки. «Сидит в той яме до сих пор!» — шутит Жамьян. И в этот час она на репетиции. Готовят к постановке балет молодого композитора Хангала «Город сокровищ» о душевной красоте строителей Эрдэнэта и оперу «Евге­ ний Онегин» на русском языке. В свободное от репетиций время она успела родить дочь и четверых сыновей. Жамьян говорит о жене с шутливой интонацией, как говорят о любимом ребенке, смущаясь и боясь показаться сентиментальным. «Я пытался вы­ тащить Мансурэн из ямы, но теперь это окончательно невозможно: на сцене стала петь наша дочь!» Дочь нашего хурчи, элегантная молодая женщина, солистка театра оперы и бале­ та, исполнительница ведущих партий в «Севильском цирюльнике» и «Травиате», пре­ красное колоротурноѳ сопрано (выпускница Ленинградской консерватории), вернулась после репетиции усталая, а глаза блестят, как на празднике была. Там она виделась с мамой, а тут с отцом, она в семье живой мосток, связующий обе музыкальные сти­ хии: в театре мама и классика, дома отец и народный напев. Когда отец взял в руки мории-хур и тронул пальцем струну, дочь присела на край дивана, затянула протяж­ ную песню кочевников из седой старины. «Цецге,— спросил я,— для себя, для души, что вам чаще хочется петь, партию Розины или степные напевы прабабушек?»__«По­ жалуй, не отвечу... По настроению!» — «И все-таки,— не унимался я,— в самом добром расположении духа?» — «Мурлычу шлягер!» — смеется щуря глаза, как отец. Специалист по шлягерам — Батсайхан, старший сын, художественный руководи­ тель популярного в Монголии эстрадного ансамбля «Соел-Эрдэнэ». Молодежь на концертах неистовствует. В полутемном зале, в игре цветных пятен, звучат кубинские, советские, монгольские, испанские мелодии, грохочут электроинструменты, зрители прихлопывают в такт модному ритму, но вдруг в самых модных мелодиях зазвучит, напомнит о себе традиционный народный напев. Второй сын хурчи Баярсайхан, вы­ пускник Ереванской консерватории, отличный скрипач, ведет класс в музыкальном ѵчилище и выступает на концертах, но между братьями нет насчет музыки разногла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2