Сибирские огни, 1981, № 7

«П УСТЬ НЕ ПОКИН ЕТ ДУША...: 107 месяца. Разумеется, с перерывом на обед». Так книги и остались незарегистрирован­ ными. Это была бы действительно титаническая работа еще и потому, что древние кни­ ги писаны на разных языках, с использованием разных алфавитов, которые теперь мало кто разберет, и было у него опасение, что со временем можно вообще не найти ученых, способных это читать. Многие ли знают сегодня древние восточные языки? В день 70-летия Дамдинсурэна пригласили в Дом правительства. По такому слу­ чаю он надел темно-синий костюм и повязал галстук. Товарищ Ю. Цеденбал вручил ученому орден Сухэ-Батора, поинтересовался делами. «Может быть, у вас есть какиѳ- нибудь просьбы к правительству?» — спросил Ю. Цеденбал.— «Есть одна,— ответил Дамдинсурэн.— В нашей стране богатая литература на тибетском языке. Мы должны изучать монгольское тибетоязычное наследие, это чбщая задача ученых — ориентали­ стов мира. Тем более т - в обстановке, когда в самом Тибете идет китаизация нацио­ нальной культуры».— «Что нужно, Дамдинсурэн?» — «Молодые люди, продолжатели тибетологической ѵтрадиции».— «Сколько?» — «Хотя бы три...» — «Три мало.,. А если пять? Или восемь? Объявим конкурс, сами подберете достойных учеников!» У каждого поколения есть благороднейшие рыцари, обласканные особым распо­ ложением нации. Они переплывают океан в одиночку под парусом, проектируют фан­ тастические города, штурмуют немыслимые вершины, пишут мудрые книги, летают во Вселенной... Дамдинсурэн возвращает своему народу культурное наследие и укрепляет законное чувство достоинства. И все же мы допустили бы ошибку, представляя Дамдинсурэна ушедшим в былое старцем, отрешенным от наших суетных дел. Какое там! — он весь в наших нервных заботах, подвижный и спорящий, берущий на себя груз, посильный молодому коллек­ тиву. Написал текст Гимна Монгольской Народной Республики, переводит Пушкина, Лермонтова, Неруду, энергично выступает как общественный деятель. Я был на улан­ баторской встрече писателей стран Азии и Африки, когда к трибуне вышел Дамдин- сурэн. Его встречали как одного из патриархов современной азиатской культуры. Его голос в защиту мировой цивилизации, за доверие между народами далеко слышится. Всматриваешься в интеллигентное лицо академика Дамдинсурэна, трижды лау­ реата Государственной премии МНР, и на память приходят строчки, записанные одним поэтом в его дневниковую тетрадь: «Лицо у Дамдинсурэна, как будто истории сцена, как древняя рукопись в храме, не тронутая руками тех, кто хотел бы сжечь монголь­ скую совесть и честь...» Музыка Соприкасаясь с другими народами, жители степи не отворачивались е высокоме­ рием от чужих цивилизаций, а перенимали элементы их духовных накоплений. И может быть, единственным, что не поддавалось культурной диффузии, были рожденные ко- чевничьей средой и только ей предназначенные монгольские напевы. Для чуткого уха они полны бесконечных оттенков, как сама степь, кажущаяся пришлому человеку оди­ наковой, унылой, утомительной глазу, для живущих здесь людей, куда ни бросят взор — на сухой пучок, на весенний сток, на зеленый росток,— являет себя в великом разнообразии. Монгол высвистывает мелодию в жаркий день, взбадривая коня, и на­ певным окриком собирает овец в кучную отару; импровизированным песнопением желает удачи спортсменам на надомѳ и прославляет победителя-скакуна; при состя­ заниях лучников стоящие у цели помощники судей своеобразной напевной деклама­ цией дают понять, угодила ли стрела в цель или лучник промахнулся. Мелодии были насыщены эмоциональной информацией о мире. Не потому ли в буддийских монасты­ рях музыку числили в ряду главных наук, ставили выше астрономии? И те самые руки, что вели за поводья караван верблюдов через пустыню, взби­ вали палками овечью шерсть, счищали скребком мездру, доили кобылиц и верблю­ диц, в свободный от забот час, послушные томившемуся в душе напеву, вырезали ножом инструменты, до сих пор обожаемые в степи: национальную скрипку хучир, гусли ятга, флейту лимбэ, трехструнную гитару шанз, тридцатипятиструнные цимбалы, и еще у них были барабаны, медные тарелки, колокольчики, простые по устройству,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2