Сибирские огни, 1981, № 7

1 0 2 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В в сайн-эрских песнях^ Перемены пришли на эту землю в 1920 х годах. Было ликвиди­ ровано сословие пастухов маньчжурского императора, народная власть передала все стада в собственность тем, кто их пас. Вряд ли в Дариганге слышали тогда «Интерна­ ционал», разве от красных конников, преследовавших белобандитов, но произошло по пророчеству: мир насилья разрушили, кто был ничем, рабом безответным, получил все гражданские права, скот, утварь, одежду, завел хозяйство, воспрянул духом. Па­ стухи отпускали детей в школы, провожали учиться в Ургу, Иркутск, Москву. Молодые даригангасцы возвращались агрономами, ветеринарами, экономистами, учителями, щеголяли в непривычных для степного глаза европейских одеждах. Они были пер­ выми в округе духовными светильниками. В 1927 году В. А. Казакевич застал здесь три юрты школы, четыре юрты отделе­ ния Государственной внутренней охраны, две юрты тюрьмы, юрт пятнадцать, где жили служащие хошунного управления, вокруг белели юрты пастухов, а в полукилометре стоял большой монастырь Их-булагийн-хурал, там в одном из глинобитных строений устроили казенную лавку. С этого началось движение столицы сайн-эров по некапи­ талистическому пути. Сегодня у Ослиной ямы лежит сомонный центр Дариганга: сорок каменных зданий, больше тысячи юрт, штаб крупного сельхозобъединения «Дариганга», имею­ щего 85 тысяч голов скота и доход 3,5 миллиона тугриков. Средняя школа, больница, узел связи, ветеринарный пункт, предприятия бытового обслуживания, киноустановка, библиотека, магазин и т. д., не стану перечислять, принимая во внимание стандартность набора для новых монгольских поселков, но более того руководствуясь мыслью, что не в этом все-таки суть. Потомки сейн-эров хранят внутреннюю независимость пред­ ков, это чувствуешь в их облике, в их движениях, в манере общения, а еще в повышен­ ной тяге к учебе, в почитании культурных людей, особенно из даригангасцев. Вот оте­ чество, где свои пророки есть. — Скажи, Багул, что такое, по-твоему, счастье? — Это когда что хочешь — то у тебя есть. — А у тебя есть, что хочешь? — Да... я сыт, работаю, имею детей. В 1945 году в Дариганге расквартировалась Конно-механизированная группа Со­ ветско-монгольских войск генерала И. А. Плиева перед решающим броском через Гоби и Хинган. За озером Ганга начинались зыбучие гобийские пески, машинШ буксо­ вали и вязли, надо было проложить каменную дорогу. Советские и монгольские сол­ даты стояли цепочкой до первых песков, передавая из рук в руки вулканический туф, который полтора тысячелетия назад шел на изготовление идолов, мостили склоны барханов, а даригангасские женщины носили им воду, помогая превозмочь жаркий пустынный дух. И когда в ночь на 9 августа началось наступление, когда тьму проре­ зали прожектора бронемашин, танков, мотоциклов и в сизом дыму армия двинулась по мощеной дороге, с войсками уходили и даригангасцы, уже в военной форме, за­ нимая место в строю. Багул привел меня к этой дороге, уже занесенной песком, но все-таки сохранен­ ной как исторический памятник, с воткнутым меж камней красным жестяным флаж­ ком с надписью по-монгольски: «Эту трудную песчаную дорогу прошла Советско- монгольская армия в августе 45-го года». — Первый эшелон бронемашин и танков перешел границу в три ночи, второй эшелон в четыре, за ними шла в боевом порядке монгольская конница. — Ты воевал, Багул? — Я был в той коннице. — Не страшно было? — После Халхин-Гола уже ничего не боялся. - Мы зашли в юрту табунщика Шарбанди, Героя труда, депутата Великого Народ­ ного Хурала. Юрта у даригангасцев отличается от других монгольских юрт: здесь намертво прикрепляют жерди к деревянному тоно и для обвязки войлока плетут ве­ ревки из верблюжьей шерсти. Табунщик был еще на пастбище, нас поила чаем его жена Юмжима, фельдшер-акушер, тоже внучка сайн-эра. По ее словам, в Дариганге

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2