Сибирские огни, 1981, № 7
98 Л ЕО Н И Д Ш И Н К А Р Е В можно быть самим собой и напрочь забыть о бинокле, хранимом в рубке на случай приезда очередного корреспондента: все желают видеть бинокль на капитанской груди, — Отчего загрустил, капитан? — спрашиваю я. Бата вздыхает. — Вчера был в отряде наших орнитологов. Изучают серебристых чаек, их пове дение в условиях высоких гор. Взвешивают сердце, печень, почки, поджелудочную железу. Понятно, надо выяснить их двигательную активность, обмен веществ, условия питания, все прочее, но меня поразило, забыть не могу: на тарелке весов — сердце чайкиі Долипа Каменных Статуй Отыскав на карте землю Дариганги, собирая сведенья о ней и затевая поездку, из множества вопросов, напирающих со всех сторон, как степные внезапные ветры, выделяешь уже очевидный: почему именно это древнее кочевье, где подневольные монголы-пастухи пасли столетиями стада маньчжурского императора, передавая от отца к сыну длинную березовую ургу, стало родиной видных деятелей монгольской культуры, науки, дипломатии, как вообще в этих забытых богом песках родослов ное дерево расцвело чудесными цветами, украшающими современную историю нации? Теплым августовским вечером я приближался к цели странствия и в травянистой темной долине увидел согнувшихся под ветром низкорослых плосколицых людей. Они сидели в креслах или на тронах, опустив левую руку на колено, а правой поддерживая прижатый к груди бокал, словно час назад они веселились за трапезой посреди степи, но какая-то дикая сила их катапультировала вместе с креслами, лица сделала ноздре ватыми, будто пораженными оспой, все обратила в камень, до носков сапог, спрятан ных в длиннополых одеждах. Мы пересекали долину Хуругийн-Хундуй (Долина Каменных Статуй), описанную советским археологом В. А. Казакевичем в конце 20-х годов. Мне и прежде встреча лись в степях каменные бабы, их около тысячи, у всех отбиты головы, а сохранившие голову на плечах уже почти не встречаются. Племенные враги усопших тыкали кинжа лами в лицо и грудь памятников. Говорят, с головами расправлялись и ламы ближних монастырей, ревнуя верующих, приносивших к идолам жертвенные подарки. Памят ники, оставшись без голов, рассказывают о бурной-истории больше, чем если бы их оставили в покое, но разрушители об этом не подумали, им не был свойствен интерес к долгосрочным прогнозам. В Долине Каменных Статуй многим, точнее скажем, почти всем удалось сохра нить головы. Некоторые головы нашли в траве и поставили на место. Обходишь степ ные статуи с прижатыми к груди бокалами, всматриваешься. Широкоскулое лицо с опущенными долу глазами, на голове круглая шапочка, одежда стянута орнаменти рованным поясом — кто ты, усопший под этим камнем, хозяин обширной могилы, уже ограбленной и заросшей густою травой? В VI—VIII веках неслись по степи древнетюркские латники, укрытые панцирем из металлических пластин с круглой бляхой на груди, в шароварах из звериных шкур упираясь в стремена мягкими войлочными сапогами с гладкой подошвой Тюрки обра зовали великую державу от Китая до Византии, высоко подняв над кибиточными го родками свои знамена с волчьей головой. Воинственные номады держали в своих ру ках Великий шелковый путь, сблизивший древние центры культуры Востока и Запада Ханы тюркского каганата обивали парчой и шелками шатры, хотя шелковая ткань не должна была бы вызывать у них приятные ассоциации. Молодого хана усаживали на войлоке, несли по кругу против солнца, набрасывали на горло шелковую петлю, выпы тывая, долго ли намерен властвовать. Мы не знаем, какие клятвы давали тюркские ханы, когда шею обволакивала удавка, но известно, что по собственному желанию от трона не отказывались. Видимо, для добровольного ухода требуется иная ступень ци- вилизации,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2