Сибирские огни, 1981, № 6
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 155 Н и к о л ай П ав ло ви ч в ско чи л и п о ч ти тел ь н о в ы тя н ул ся . — А я п р е д у п р е ж д а л , Н и ко лай П авлови ч, что о п о з д а ю ,— н а п о м и н ае т С в е р д л и н . — Д а нет, к а к и е м о гу т бы ть в о з р а ж е н и я ? — с « п о д о б о стр а сти е м » о тв е р га е т и з в и н ен и я О хл о п ко ва— В ед ь н а р о д н ы й С о ю з а ! Н е л ь з я ж е , как в се. (Ч и та е тс я 5-й эп и з о д .) Охлопков. К о н е ч н о , п о сл е о д н о й читки я н е ж д у н и к а к о го р е з у л ь та та , это е щ е рано . Н о х о те л о сь бы у ж е се й ч а с о щ ути ть в вас к и п я то к . Ф е д о р у у ж е се й ч ас н уж н о ки п еть, к а к е с л и бы в се м д а л и « за с л у ж е н н о го а р ти ста » , а т е б е не д ал и . У Ф е д о р а у ж е на к и п е л о . И е щ е о д н о зам е ч а н и е — б у д ь те л ю б о п ы тн ы м и , вот как А р б у з о в . О н на ф у тб о л д а ж е в А н гл и ю е з д и т. А в Я п о ни ю на ф е с ти в а л ь не п о ехал то л ь к о и з-за то го , что та м н е б ы л о ф у тб о л ь н о го м атча. О н п о сто я н н ы й п о се ти те л ь к о н се р в а то р и и , з н а е т в се те а тр а л ь н ы е н о в о сти . А р ти сты п р я ч у т л у к а в ы е ул ы б ки — они бы то ж е н е п р о ч ь бы ть таки м и ж е « л ю б о пы тны м и », и о т загр ан и ч н о й п о е зд к и ни кто бы и з них не о тк а за л с я . С е г о д н я на р е п е ти ц и ю в ы зван ги тар и ст, а с с и с те н т у ж е п р о д е л а л с ни м к а к ую -то р а б о ту , и ги та р а в нуж ны х м е ста х б е з н а п о м и нани я в сту п а е т по р е п л и к ам . И н о гд а и сп о л н е н и е к о р р е к т и р у е т О х л о п к о в : « З д е с ь ,— го в о р и т он а сс и с те н ту ,— н уж н о и гр ать гр о м ч е , зап и ш и ». Н а р е п е ти ц и я х Н и ко л ая П ав л о ви ч а п о сто ян н о п о д д е р ж и в а е тс я р а д о стн а я а т м о с ф е р а . Р е ж и с с е р н е д а е т а к те р а м заск уч ать , с д е л а ть св о й т р у д уто м и тел ь н ы м , н е и н те р е сн ы м . В р е м я о т в р е м е н и м о н о то н н ы е читки п р е р ы в а е т р а с с к а з о м , в е се л о й с ц е н кой . — Р ан ьш е п р о в и н ц и ал ьн ы е ак те р ы и н с ти н кти в н о чув ств о в ал и н е о б х о д и м о сть п р е д ы гр ы .— О х л о п к о в в ста е т и з-за сто л а, п о к а зы в а е т.— А к т е р п е р е д в ы х о д о м п р о си т п о м р е ж а : « Д е р ж и те м е н я , д е р ж и те м е н я Г (Д е л а е т ви д, что с тр у д о м в ы р ы в ается из р у к п о м о щ н и к а р е ж и с с е р а .) И вот я у ж е на с ц е н е : « Ч уть с в е т — у ж на но гах?» (В с е с м е ю тс я .) Я се й ч а с П окаж у н е то, к а к и гр ать вот эту с ц е н у , а к ак и е тут з ал о ж е н ы в о зм о ж н о сти п р е д ы гр ы . П о д ав си гн ал ги та р и с ту , О х л о п к о в вкл ю ч а е тся в р о л ь Е р ш о в а , н ач и н ает п р и св и сты вать, п р и хл о п ы в ать, п р и ч ем д е л а е т это с д о с а д о й , с н а р а ста ю щ е й зл о сть ю , и то л ь ко п о сл е д о л го й м и м и ч е ск о й сц е н ы п р о р ы в а е тся н а к о н е ц н е го д у ю щ е й р е п л и к о й , к о то р а я о р га н и ч е с к и в ы те к ае т и з в с е го е го п р е д ы д у щ е го п о в е д е н и я . Е р ш о в п р о б у е т п о в то р и ть п р е д л о ж е н и е . — У ж е л уч ш е ,— р е з ю м и р у е т Н и ко лай П ав л о в и ч ,— то л ь к о м о н о то н н о . Ты ж е м о л о д о й , а в м о л о д о сти л ю д и я р ч е то н и р у ю т. К о гд а б у д е ш ь п о ста р ш е и т е б е с к а ж у т: « С е й ч а с к то -то и з о к н а уп ал !» — ты п р о с то у д и в и ш ь с я :'« Д а?» (С м е х .) А в м о л о д о с ти все го р а з д о я р ч е , в се р еак ц и и си л ьн ы е. Теб е в о о б щ е как а к те р у не св о й ств ен н ы си л ь н о е в о з б у ж д е н и е , аж и о та ж . Н а д о в о сп и ты вать с е б я на б о л е е си льн ы х эм о ц и я х . (Ч и таю т 6-й эп и з о д .) О х л о п к о в . (З а й к о в о й ). В е р ь , ч то у те б я р е б е н о к , к о т о р о го ты о ч е н ь л ю б и ш ь . В от он в о з и тс я в к о л я с к е , к р а с н е н ь к и е п ятки за д и р а е т. И тут ж е у н е е с то н : « О х с ц е н а ! В ы р в ать ся бы , с ы гр а ть К а те р и н у !» Н е н у ж н о н ад к о л ы б е л ь ю п еть к а к у ю -то о п р е д е л е н н у ю п е сн ю — с р а з у з а п а х н е т а к тр и с о й на с ц е н е . Н а д о ч то -то м у р л ы к а ть п р о с е б я н ев н я тн о е . .. (Ч и таю т 7-й эп и з о д .) С ц е н а п р о и с х о д и т в к в а р ти р е О р л а , к о то р о го и гр а е т Т о л м а зо в . О н н а с то л ь к о д а в н о р а б о та е т с О х л о п к о в ы м , так х о р о ш о зн а е т е го тр е б о в а н и я , ч то з а р а н е е в с е п р о д у м а л и п р е д л о ж и л в п о л н е сл о ж и в ш и й ся с ц е н и ч е ски й в ар и ан т. — Б о р и с Н и ки ти ч ! П р и д у м а й те с е б е з а н я ти е,— п о д с к а з ы в а е т О х л о п к о в .— Вы и р е ж и с се р , и а к те р , вы п р и д у м а е те — к а к о е . С е й ч а с я н е п р и д и р а ю сь к о тс е б я ти н е . В о з м о ж н о , это п о м о га е т в п е р и о д и м п р о в и за ции. Н о п о то м я б у д у с т р о го т р е б о в а ть ч и с то го а в т о р с к о го те к с та . К то не н а д е е т с я на с е б я — л у ч ш е н е п р и в ы к ай те к т е к с та м с о б с тв е н н о го и з го то в л е н и я . (Ч и таю т.) — Х о р о ш а я с ц е н а п о л у ч а е тся , е й -б о гу , х о р о ш а я ! — и ск р е н н е в о сх и щ е н О х л о п ко в .— Х о р о ш о бы О р л у д о б ав и ть б е с п р и чинны й с м е х . М е н я н е д а в н о в стр е ти л так о й « о п ти м и ст» . « О х л о п к о в ,— го в о р и т,— ты ч то -то е щ е в ы р о с, х а-х а-х аі» Ч е р е з н е с к о л ь к о с л о в : «Н у, п о ш л и , а то сп е к та к л ь р а н ь ш е в р е м е н и н а ч н е тся , х а -х а-х а і» В от та к о е н а б л ю д е н и е и з ж и зн и м о ж н о в зять д л я о б р а з а О р л а ... — Ш у в а л о в , ты ч то -то то л с те е ш ь . В к о м и ки и д еш ь? В се ко м и ки то л с ты е , д о б р о д у ш ны е, х о р о ш о е д я т . О д и н И л ьи н ски й к о н ь к а м и о т п о л н о ты с п а сс я . — Е р ш о в , т е б е в это й с ц е н е н е л ь зя с и д е ть так сп о к о й н о , н а д о е р з а ть , как е сл и бы о ч ен ь х о те л п о м а л о м у д е л у ... 19 октября. С е го д н я с о с то я л а сь п е р в а я за щ и та д и п л о м н о го с п е к та к л я в н аш ей гр у п п е . С т а с и с М о те ю н а с защ и щ ал с п е к такл ь « Д ам а с ка м е л и я м и » п о Д ю м а . П о став и т он е г о в К а у н а с с к о м д р а м те а тр е . Б ы ло м н о го ф о то гр а ф и й , м а к е т, а ф и ш а , п р о гр а м м к и . В се в и д е в ш и е сп е к та к л ь го в о ри ли С т а с и с у к о м п л и м ен ты . Вечерняя репетиция « Н ас гд е -т о ж д у т» . Ч и тали п о д р я д в се эп и з о д ы . Ги та р и ст уж е с о в с е м о св о и л с^ , им д е я т е л ь н о р у к о в о д и т а с с и с те н т р е ж и с с е р а . О х л о п к о в о п ять п у га е т: «В с л е д у ю щ и й р а з в ы й д ем на п л о щ а д к у и н ач н ем д е й ств е н н ы й а н а л и з!» В се е щ е н е в ер я т, что эта тр у д н а я н о ви н ка б у д е т п р и м е н е н а в сто л ь ш и р о к о м м а сш та б е . В те к с т е д е л а ю тся и сп р ав л е н и я . И сп р а в л ен и я к р о х о тн ы е — в к а к о м -то м е с те а в то р в м е сто сл о в а « е щ е » нап и сал «д а и», д о б а вил с о ю з «а», у б р а л м н о го то ч и е . В от т е б е и о х л о п к о в ск о е с в о е в о л и е с а в то р с к и м м а т е р и ал о м ! Так д о то ш н о , так с к р у п у л е з н о с т е к сто м не о б р а щ а л ся е щ е ни о д и н и з и з вестн ы х м н е р е ж и с с е р о в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2