Сибирские огни, 1981, № 6
154 Л. БАЛАНДИН Р е п е ти ц и я п р о ш л а н е и н те р е сн о . П о ч е м у - то п о сл е в о с к р е с н о го д н я о тд ы ха О х л о п к о в в се гд а п р и хо д и т н е со б р ан н ы м , тр у д н о в к л ю ч а е тся в р а б о ту . И это так к о н тр а с ти р у е т с е го о б ы чн ы м б у р н ы м р и тм о м ж и зн и . О б ы ч н о он р а б о та е т ж ад н о и весь те а тр з а с та в л я е т тр у д и ть ся н а п р я ж е н н о , четко. — У нас и д е т эк сп е р и м е н т,— го в о р и т Н и ко л ай П ав л о ви ч ,— м ы о д н о в р е м е н н о р е п е ти р у е м ! « К ак п о ж и в аеш ь, п ар ен ь?» , « Н ас гд е -т о ж д ут» , « З о л о то й кон ь» Р ай ни са, « О п а сн у ю тиш и ну» В е й ц л е р а и М и ш ар и н а, « П о в о р о т клю ча» К у н д е р ы , « Гр о зу» (в в о д и м на К у д р я ш а Е в ге н и я Л а з а р е в а , на К а те р и н у — М и зе р и ). У О х л о п к о в а в се в р е м я эк сп е р и м е н ты , б е з п о сто я н н о го п о и ск а он не п р е д ста в л я е т с е б е ж и зни . В тот же день. Н а р еп е ти ц и и « К ак п о ж и в аеш ь , п ар ен ь?» Охлопков (М а р ц е в и ч у ). Ты з а ч е м ш е п чеш ь эту ф р а з у — « А я хочу, как ф е р з ь » . Э та ф о р м а не с о о тв е тств у е т со д е р ж а н и ю . Ш е п ч е т ш п и он , д и в е р са н т. А ты зв о н к о го в о р и : « Р в зІ — и ч е р е з в сю досГкуІ Р азІ — и по д и аго н ал и » . П о к а зы в ая , эту ф р а з у О хл о п к о в п р о и з н о сит та к : « Р аз!» — в ы б р асы в ает р у к у в с то р о н у п р е д п о л а га е м о го с в о е го д в и ж ен и я. В это т м о м е н т, п р о д о л ж а я д е р ж а ть р ук у в ы тян утой , не те р я я пр ав д ы сам о ч ув ств и я , он го в о р и т в п о л го л о са : « С л ы ш и ш ь, как г у ди т п а у за ! Х оть п о л ч аса е е м о ж н о д е р ж ать». П о то м Н и ко лай П авлови ч таки м ж^ о б р а з о м , но у ж е в д р у гу ю с то р о н у в ы б р а сы в а ет л ев ую р у к у . И о п ять та ж е и гр а: « Р аз — и по д и аго н ал и » . М ар ц ев и ч п о в то р я е т зад ан и е . Н о е м у д о л го не д а е тс я в н у тр е н н е е о п р а в д ан и е тел о д в и ж е н и й , он з ато р ап л и в ае т их, Не д о и гр ы в ает п ауз. О х л о п к о а д а ж е п о д сч и ты вать е м у ста л : « Д е р ж и р у к у ! Р аз, два, тр и ...» Н о в и то ге ф и н ал ь н ая ф р а з а сц ен ы « З а ш ахм атам и » стал а п л асти ч еск и в ы р ази тел ь н о й , у к р у п н е н н о й . Ярки х ви д ен и й , ш и р о к и х м а зк о в д о б и в а л ся О х л о п к о в и в ф и н а л е с Ж е н щ и н о й «Н а в о к зал е » . — Н е н а д о о б щ а ть ся с п а р тн е р о м « гл аз в гл а з» ,— го в о р и т он К ар п о в о й св о ю об ы ч ную п р и с к а з к у ,— нам из з р и те л ь н о го зала видны то л ь к о д в а уха. Н ет, д л я то го , чтобы р а ск р ы ть ваш и и н ти м ны е чувств а, в о в се не о б я за те л ь н о н е о тр ы в н о гл я д е ть на Заб О т- кина. Вот, п о л о ж и л а р у к у е м у на гр у д ь (п о ка зы в ае т)... В от она у ж е с ним , р у к а вас св я зы в а е т, а го в о р и ть м о ж н о на зр и те л я (п о в о р а ч и в ае т го л о в у на п уб л и ку, в п о л го л о са п р о и зн о си т в н утр ен н и й м о н о л о г: «Вот з д е с ь стан ц и я, огн и , пар о во зы ...»). П о то м О х л о п к о в сы гр а л у х о д З а б о тк и н а . О б ъ я в л е н о о тп р а в л е н и е е го п о е зд а. З а б о т - кин, по д хв ати в ч е м о д а н , п о р ы в ае тся к вы х о д у . Н о в н е зап н о о стан а в л и в ае тся — о б е р н у л ся к Ж е н щ и н е . Ч е м о д а н в р у к е тя н е т в о д н у с то р о н у , а в згл я д пр и ко ван к ней — с к у л ь п ту р н а я д и н ам и ч н ая п о за ! Го в о р я т, что так и м тал а н то м — бы ть к а ж д ую с ц е н и ч е с к у ю с е к у н д у ск у л ь п ту р н о в ы р ази те л ь н ы м — о б л а д а л Ш а л я п и н . Г л я д я на О х л о п ко в а, я о тч е тл и в о п р е д с та в л я ю с е б е , что э т о та к о е . И — ■ тот же день. К о л л е к ти в п р о с м а тр и в ает м а к е т С у м б а то ш в и л и к с п е к та к л ю « Н ас ч гд е -то ж д у т» . С о о б щ и в , ч то м а к е т п р и в ел в в о с то р г А р б у з о в а , О х л о п к о в п р о и з н е с к р а тк у ю р е ч ь : — Н ам н у ж н о и ск а ть о ф о р м л е н и е в э с те ти к е н а ш е го те а т р а . Н а м н у ж н а д е та л ь , н ам ек, а н е п о д р о б н о е и з л о ж е н и е . Ф а н т а зи я , в о о б р а ж е н и е з р и те л я д о л ж н ы в о с п о л нять н а ш е о ф о р м л е н и е . Н у ж н о в ы зв ать ап п ети т з р и те л я , ч то б ы н е б ы л о на наш и х с п е к та к л я х з р и те л е й , о б о ж р а в ш и х с я п е л ь м е н я м и . А р а з в е з р и те л я м о ж н о о б м ан уть ? К а к о е ни б у д ь о ф о р м л е н и е д о с то в е р н ы м — в се р а в н о это ф а л ь ш ь . А к т е р , в о т к то д о л ж ен с ы гр а ть и тр о н н ы й з а л , и к о с те р . Таки е' п о и ски и д ут п о в с е м у м и р у . М н е д о в о д и л о сь н а б л ю д ать их и в П о л ь ш е , и в К а н а д е ... 18 октября. П р и су тс тв о в а л на с в е то м о н ти р о в о ч н о й р е п е ти ц и и . В б о л ь ш и н ств е т е атр о в э то т п р о ц е с с п р о и с х о д и т по н о ч ам , б е з а к те р о в . Р е ж и с с е р п р о с и т к о го -н и б у д ь из р аб о ч и х или эл е к тр и к о в в стать на и гр о в ую то ч к у , и на н е го у стан ав л и в а ю т лучи с в е та . У О х л о п к о в а на д о л го й и м у ч и тел ь н о й р е п е ти ц и и с в е та п р и с у тств у ю т в се ак те р ы . В те ч е н и е н е ск о л ь к и х ч асо в они б е з р о п о т н о с и д е л и на сво и х м е с та х и ж д а ли, к о гд а их п о зо в у т. О ч е в и д н о , р е ж и с с е р у н е б е з р а з л и ч н о , кто б у д е т к у п а ть ся в л учах св е та — то л сты й или то н ки й , в ы со к и й или м ал ен ь к и й . К ак и х -л и б о за м е ч а н и й По и сп о л нен и ю О х л о п к о в не д е л а л , н е д о то го б ы л о , то л ь к о в с а м о м к о н ц е р е п е ти ц и и к о р р е к т и р о вал ф и н ал сц е н ы «Н а в о к за л е » , с д е л а л б о л е е сп о к о й н ы м у х о д М а р ц е в и ч а (то т с а мы й, к о то р ы й м н е так п о н р ав и л ся в о х л о п - к о в ск о м и сп о л н ен и и ). Т е п е р ь З а б о тк и н у х о ди л с о в с е м п р о с то , м е н е е « б ал е тн о » . • В се ж е з л о у п о тр е б л я е т Н и к о л а й П а в л о вич п о к а з о м . Я р е д к о виж у у а к те р о в св о е, то л ь к о им п р и н а д л е ж а щ е е , в се б о л ь ш е ва ри ац и и на те м у « О х л о п к о в в та к о й -то р о ли». А как ни б е з гр а н и ч е н э то т ч у д е сн ы й м а сте р , в се ж е к о л л ек ти в и н д и в и д у а л ь н о с тей — б е з гр а н и ч н е е . В п р о ч е м , в это й м а н е р е О х л о п к о в а стр о и ть св о и с п е к та к л и е с ть о д н о н е о сп о р и м о е п р е и м у щ е с тв о — они п о став л ен ы в е д и н о м с ти л и с ти ч е ск о м к л ю че, н ет а к те р с к о го р а з н о б о я , п р о и з в е д е н и е п р е д с та е т в с в о е й м о н у м е н та л ь н о с ти . 18 октября. Р е п е ти р у е тс я сп е к та к л ь « Н ас гд е -т о ж д ут» . — Ш у тя -ш у тя , а А р б у з о в за в о е в а л м и р ,— н ач и н ает О х л о п к о в :— С е й ч а с в Г р е цию е д е т , та м е го « И р к у тс к а я и сто р и я » с та вится. В зал в хо д и т о п о зд а в ш и й на р е п е ти ц и ю С в е р д л и н . М е ж д у ни м и О х л о п к о в ы м д а в ни е д р у ж е с к и е в за и м н ы е п о д к о в ы р к и . О д и н д р у г о го я з в и т и, п о х о ж е , о д и н б е з д р у г о го ж и ть н е м о ж е т. С е й ч а с , ув и д е в С в е р д л и н а ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2