Сибирские огни, 1981, № 6

152 Л. БАЛАНДИН р е б е н о к : е го о те ц , к о то р о го о н а так л ю ­ б и т, н е с н ей . О ч е н ь гр устн о . (Т ер ех и н о й , к о то р а я и гр а е т в о ч е р е д ь с Т е р -О с и п я н .) Т е тя П аш а, б е р и те в о б ъ е к т в сю с ц е н у , в е­ с е л и те в сех, как х о зя й к а, как м ать. Р а с х о ­ х о ч е тс я те тя П аш а, а сам а п о см атр и в а ет — как это д е й с тв у е т на всех? Н е и гр ай те о т­ д е л ь н ы е сл о в а, ф р а з ы , уч и ты в ай те н а с тр о е ­ ни е в сей сц ен ы . (Ч и таю т.) — В с е д е л а е т с я в е р н е е . Т о л ько тетю П а ­ ш у п р о ш у з а го в о р и ть о « Гр о зе» не с л у ­ чай н о . У сп о к о й Н астю , о б р а щ а й ся с ней , как с б о л ьн ы м и о б р а щ а ю тся . А гн е с са , о б ­ р е з а й В а л е р к у ! А к о гд а го в о р я т д р у ги е — о ты гр ы в ай св о ю ли нию зан яти й . (Ч и таю т с ц е н у . М н о ги е , о с о б е н н о К а р п о ­ ва, у ж е п ы таю тся д в и га ть ся , п е р е б е га ю т с м е с та на м е с то .) Охлопков (З а й к о в о й ). С ц е н у К атер и н ы и гр ай в с е р ь е з . Х о ч е ш ь — м ы те б е и хо р п о д кл ю ч и м ? (П о к азы в а е т с ц е н у . П о д н и м а е т в о р о тн и к , п о ло й п и д ж ака зап ах и в а е тся , как ш ал ью . Го л о с е г о зв ен и т, н е с м о тр я на х р и п о тц у .) «Ж и зн ь м о я, р а д о сть м о я , п р о ­ щ ай !» (Р е п е ти р у ю т 4 -й эп и з о д .) Охлопков. П ь е са оч ен ь тр у д н а я , о сн о ван а на то н к о стя х а к те р ск о й игры . Тут н ел ьзя вы ехать на таки х п р и ем ах, как пр ед л о ж и л н ам Х ан о в — чи хнуть. Э т о в се р ав н о , как е сл и бы р о б к и й В о л о д я начал п р и ставать к О в ч и н н и ко в о й . (С е го д н я Л ю сь е н а О в ч и н н и ко в а с га р м о ­ ни кой , на к о то р о й п о лн а р е ш и м о сти н а­ уч и ть ся и гр ать .) — Я п р и гл аси л Б о р и са Л е о п о л ь д о в и ч а Л е в и н со н а б ы ть р е ж и с с е р о м сп е к так л я , он п о м о гал м н е в « М е д е е » , став я у с е б я в т е а т р е С та н и сл а в ск о го . (Р е п е ти р у е тся с ц е н а В о л о д и и О в ч и н н и к о ­ вой. В м е с то в ы п уска « сте н га зе ты » он а те ­ п е р ь р а зу ч и в а е т п е с е н к у . П о д х о д и т В о л о ­ д я и п ы тае тся п о д п еть .) Охлопков. О вч и н н и ко во й н ад о п о ск о р е е в ы зв ать га р м о н и с та и р а зуч и ть м ел о д и ю , что б ы на с л е д у ю щ е й р еп ети ц и и уж е петь. А В о л о д я н е м о ж е т п о д п ев а ть — б ап ти ст! Э т о ж е св я то та тств о ! А ты п о д о ш е л к д е ­ в уш к е н ахальн о , как К у д р я ш . Н ет, В о л о д я с м у щ е н н о пы хтит, п о те е т. В тот же день. Р еп ети ц и я « К ак по ж и ва­ еш ь , п ар ен ь ?» нач ал ась с о ск ан д а л а . А к тр и ­ са О . с та л а ж ал о в ать ся на м и за н сц е н у — ей н е у д о б н о о б щ а ть ся с п а р тн е р ш е й ч е р е з п л е ч о . — А как бы вы хо тел и ? — с п р о си л О х ­ л о п к о в . — Н о р м а л ь н о , п о -ч е л о в еч еск и ,— и а к тр и ­ с а с е л а в п р о ф и л ь к зр и те л я м , л и ц о м к с и д я щ е й р я д о м п а р тн е р ш е . — Э т о п р и м и ти в н о е о б щ е н и е « гл а з в гл а з» ,— в о зр а зи л Н и ко л ай П ав ло ви ч,— это ш к о л а І-й сту п е н и . Го в о р и те св о ю р еп л и к у п р я м о на п уб л и к у, а п о то м п о в е р н и те го ­ л о в у н а л е в о ... В от вы и с в я за л и сь с п ар т­ н е р о м . В о зм о ж н о , в т о н е О х л о п к о в а п р о зв у ч а л о р а з д р а ж е н и е , п о то м у что а к тр и с а н е о ж и ­ д а н н о в сп ы л и ла, е е го л о с з а д р о ж а л : — М о ж е т б ы ть, не н у ж н о с о м н о й так р а з го в а р и в а ть , Н и к о л ай П ав л о ви ч ! Н е д и с к ­ р е д и ти р у й те м е н я п е р е д тр у п п о й ! Н е вы й­ д е т! і — М ы б у д е м р у га ть с я или р е п е ти р о ­ вать? — п о вы си л го л о с и О х л о п к о в . Тут бы а к тр и с е зам о л ч а ть , но о н а п р о ­ д о л ж ал а, в се б о л е е накаляю сь. Н и ко л ай П авло ви ч в стал и з-за р е ж и с с е р с к о го сто л и ­ ка, с к а з а л З о то в о й : — П р о й д и те эту с ц е н у б е з м е н я , п о то м п о зо в е те . — П р а в и л ь н о , К о л я , у й д и ,— п о со в е то в а ­ ла и Е л е н а И вано вн а. В п е р в ы е я у в и д е л О х л о п к о в а с о в е р ш е н ­ но р а с те р я н н ы м . П о тр я с а я р у к а м и н ад го ­ ло во й , он ш ел м и м о м е н я по п р о х о д у , и я усл ы ш ал е г о ' н е гр о м к и й го л о с : « Б о ж е м о й ! Б о ж е м о й !» А а к тр и с а , у в и д е в , чем в се это к о н ч и л о сь , р а с п л а к а л а сь и то ж е у б е ж а л а с р е п е ти ц и и *. Н ачал и р а б о та ть над д р у го й с ц е н о й , хо тя н а с тр о е н и е у в сех б ы л о п о н у р о е . В с к о р е и з л о ж и б е л ь э та ж а п о сл ы ш а л ся го л о с О х ­ л о п к о в а , и б ы л о н на у д и в л е н и е р о б о к : « Л е н о ч к а , я с е й ч а с с п у щ у с ь » . О н в о ш ел , се л за р е ж и с с е р с к и й сто л и к , но д о л го е щ е н е м о г в к л ю ч и ть ся в р а б о ту . П о то м начал р е п е ти р о в а ть с М и з е р и . — Твоя р о л ь м а л е н ь к а я ,— го в о р и л О х ­ л о п к о в ,— а м н е д л я п ь есы н у ж н о , что б ы о н а ста л а зн а ч и тел ь н о й . П о э то м у не сп е ш и , в се д е л а й ш и р о к о . Я с е й ч а с п о к аж у н е то, как и гр ать тв о ю р о л ь Д е в у ш к и , а ч то в ней и гр ать . К о н е ч н о , я н а и гр аю , н о так м н е л е гч е о б ъ я сн и ть св о ю м ы сл ь . О х л о п к о в се л на сту л , на к о то р о м д о э то го с и д е л а М и з е р и , и п о п р о си л п о д а в а ть р е п л и к и . У сл ы ш а в в н е з а п н о е с о о б щ е н и е о то м , ч то З а б о тк и н , о к а з ы в а е тс я , уж е го д , как ж е н а т, О х л о п к о в п о р ы в и сто в стал со сту л а , н е гр о м к о с к о м а н д о в а л : «М узы к у д а й те !» (Т о тч ас з а з в у ч а л а з д е с ь ж е п о д о б ­ р а н н ая м е л о д и я .) М е д л е н н о , п о ш а ты в ая сь , Н и ко л ай П ав ло ви ч п р о ш е л к то м у м е с ту , гд е на с ту л е в и сел к о стю м З а б о тк и н а , п о ­ сто я л п е р е д ни м , п о п ы тал ся д а ж е д о тр о ­ н у ть ся , н о в д р у г сн и к и в и з н е м о ж е н и и о п у ­ сти л ся на сту л сп и н о й к з р и те л ю . Так он п р о си д е л , ур о н и в го л о в у на р ук и , д о тех п о р , п о ка не ко н ч и л ась м у зы к а л ь н ая ф р а з а . П о то м р е з к о в ы п р я м и л ся , р ы в к о м в ы тер сж аты м к у л а к о м гл а з а и с о сп о к о й н ы м л и ­ ц о м п о в е р н у л с я к нам . Р овны м , к а к и м -то о тр е ш е н н ы м го л о с о м начал он р а с с п р а ш и ­ вать З а и н ь к у о п о д р о б н о стя х ж ен и тьб ы З а б о тк и н а . М и з е р и н е с м о гл а п о в то р и ть это т р и с у ­ нок. — Ты у в л е к а е ш ь с я д е р е в е н с к и м а к ц е н ­ том , в ы и гр ы в аеш ь в ф о р м е и п р о и гр ы в а -1 1 По прошествии многих лет, когда Нико­ лая Павловича уже не было в живых, мы встретились с О. в Новосибирске во время гастролей театра имени Маяковского. Сколько восторженных слов я услышал в адрес Охлопкова! Это был рассказ о мину­ тах вдохновенного труда, о радостной ат­ мосфере творчества, которая царила на ре­ петициях. Когда я напомнил О. тот случай свидетелем которого мне довелось быть,’ она посмотрела на меня с удивлением й сказала, что ничего подобного не помнит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2