Сибирские огни, 1981, № 6
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 151 ш е н и е к ж и зн и . У в и д е л а он а Т о л ю — в у з ких б р ю к а х , с о сп о р ти в н о й су м к о й ч е р е з п л е ч о ,— «В от ф е р т» — о ц е н и в а е т е го . Н о вот То ля о с к о р б и л е е л ю б и м о го , В о л о д ю . О в ч и н н и к о в а всп ы л и ла, д а л ь ш е — б о л ь ш е. А к о гд а То ля и о тан ц ах о то з в а л с я п р е н е б р е ж и те л ь н о , тут уж О в ч и н н и к о в а вне с е б я : «М ы ч то , д и к ар и , что ли?» Ж е н я Л а з а р е в , не к азн и б а п ти сто в , не и зо б л и ч ай их. Ты са ги ти р у й м е н я , чтоб ы в ко н ц е р е п е ти ц и и я с а м о б р а ти л ся в б а п ти стс к у ю в ер у. 12 о к тя б р я . Р е п е ти ц и я сп е к та к л я «Как п о ж и в а е ш ь , п ар ен ь?» Р е п е ти р у е тс я с ц е н а в к л у б е , « З а ш а х м а там и ». В б е га е т З а б о тк и н , в стр е ч а е т м а сте р а И вана И льи ча (В. Л ю б и м о в ), они с а д я тс я за ш а х м а тн у ю д о ск у , З а б о тк и н д в аж д ьі п р о и г р ы в ае т. В х о д е б е с е д ы во в р е м я игры И ван И льич в ы я сн я е т о б с то я те л ь с тв а с тр а н но й ж е н и ть б ы З а б о тк и н а на З а и н ь к е . О х л о п к о в д о б и в а е тся ч е тк о сти в линии в о сп р и я ти й З а б о тк и н ы м — М ар ц е в и ч е м со б ы ти й . О ч е н ь важ но , ч то б ы он о с та в а л с я в се в р е м я и ск р е н н и м , откр ы ты м , чтобы не б ы л о и тен и с о м н е н и я в пр ав и л ьн о сти е го п о ступ к о в . — Н е у л ы б ай ся так м н о го зн а ч и те л ь н о ! — кр и ч и т и з зал а О х л о п к о в .— У х м ы л ь н ул ся — зн ач и т, в сё, н о чью к д е в у ш к е в п о сте л ь л а зи л . Е щ е ч е р е з р е п л и к у : «Н е р а зд у м ы в а й п е р е д о тв е то м ! О тв е ч а й с р а з у ж е — т е б е н е ч е го о б д ум ы в ать , ск р ы в а ть . В е сь н а р а с п а ш ку!» О х л о п к о в м н о го п о к азы в а е т, д е л а е т это я р ко . В за л е си д я т ак те р ы и на е го и м п р о в и зац и и б у р н о р е а ги р у ю т. — Д а не о тхо д и ты так — зад ум а в ш и сь , о п усти в гл а з а ! — п о д ск а зы в а е т О хл о п к о в М ар ц е в и ч у, к о то р ы й с тр а д а е т и зв еч н о й а к те р с к о й б о л е зн ь ю « гл а за в п о л » .— Есл и о п усти л гл а з а — в се, ви н о ват, 10 л е т о б е с п е ч е н о ! А то вот е щ е так п р о р е а ги р у й ... (Н и ко л ай П авло ви ч в д р у г к о м и ч е ск и п р и с е д а е т , «но ги п о д к о си л и сь » ) — значи т, в ор, п о й м ал и за р укав ! П о х о ж е, что О х л о п к о в в о о б щ е м о ж е т о б х о д и ть с я б е з те к ста и б е з з то го он у м е е т п е р е д а ть сл о ж н у ю га м м у чувств. — Н е си д и с го р б и в ш и с ь ,— вновь м у ш т р у е т он М ар ц е в и ч а.— В от ты с к р е с ти л руки на гр у д и и с го р б и л с я — в се ! П е р с о н а ж Д о с то е в с к о го ! Н ет, ш и р е , с в е тл е е , в ы п р я м и сь ! Ты ж е м о л о д о й ! • В но вь д о в н у тр е н н е го О х л о п к о в д о сту - к и в а ется ч е р е з п л асти к у тел а. С к о л ь к о я ни виж у п е р е в о п л о щ е н и й О х л о п к о в а — каж д ы й р а з п о л н о е в кл ю ч ен и е в х а р а к те р ! У н е го в н е ш н е е и в н у тр е н н е е ж и вут н е р а з р ы в но , за з о р и н к и не н ай д еш ь . В с л е д у ю щ е й с ц е н е , «Н а а в то б у сн о й о с тан о в к е» , м и за н сц е н м ал о . Н и к о л ай П ав ло ви ч п о к азы в а е т С и м е , как он а д о л ж н а р а з м а ш и с то п е р е ш а гн у ть ч е р е з ч е м о д а н и с е с т ь на н е го в е р х о м : « О н а м а те р н а я д е вуш ка» , — к р атк о х а р а к те р и з у е т он к р о хо тн ую р о л ь С и м ы . В это й с ц е н е он т р е б у е т р е ч е в о го к о н тр а с та : « П и -п и -ли І — с тр е к о ч е т З а и н ь к а ,—- о б ъ я с н я е т он О р л о вой .— А С и м а гр у б и т, хам и т к а ж д о й ф р а зо й , к а ж д о й и н то н ац и ей . Э ту с ц е н у н у ж н о е щ е р е п е ти р о в а ть за сто л о м » . З а и н ь к е — О р л о в о й Н и к о л ай П ав л о в и ч д а е т и н те р е сн у ю л и н и ю в о сп р и я ти й . В от С и м а у го в а р и в а е т е е в ступ и ть в ф и к ти в н ы й б р а к с З а б о тк и н ы м : « О тр и ц а й , о тр и ц ай , о т м а х и в ай ся от е е п р е д л о ж е н и я ! А п о то м н а ивно и с к о р е н ь к о с о -гл а -с и с ь . П о л у ч и тся л е гк о в е р н а я , о б а я те л ь н а я д е в ч у р к а » , (П о к а зы в а ет.) Д а , заб ы л з а п и с а ть , к а к О х л о п к о в стави л и гр у в ш ахм аты м е ж д у З а б о тк и н ы м и И ва ном И льи чом . З д е с ь ц а р ств о в ал и ш и р о к и е п р и стр о й к и с р а з д у м ь я м и , с в н е за п н о й р е ш и м о сть ю и н е о ж и д а н н о й р о б о с ть ю . Ц ел ая га м м а чувств . С ц е н а с та л а кр уп н о й , д е й с т в ен н о й , п р о л о го м в сех б у д у щ и х б е д , с в а л и в ш и хся на З а б о тк и н а . — В то р а я п а р ти я не д о л ж н а п о х о д и ть на п е р в у ю ,— го в о р и т О х л о п к о в ,— С я д ь , Э д и к , с д е л а й хо д . П о с л е п е р в о го о тв е тн о го х о д а — у те б я п л о хая п о зи ц и я , п о сл е в то р о го — е щ е х у ж е. З а к у р и . А к у р и т ь -то н е у м е е ш ь , з а к а ш л я й с я ... В стан ь, п о см о тр и п а р ти ю с о сто р о н ы , с д е л а й ш аг к д о с к е , н о н е хо д и ... О тс ту п и ! В от с о в с е м б ы л о р е ш и л с я с х о д и ть , но н е т... Е щ е п о д у м ай . (П о к а з ы в а е т.) Н а в е р н о е , си л а п л а сти ч е ск о й в ы р а з и те л ь н о сти О х л о п к о в а — о т б и о м е х а н и к и М е й е р х о л ь д а . 13 о к тя б р я . Р е п е ти ц и я « Н ас гд е -т о ж д у т» . В н ач ал е О х л о п к о в п р о в е р я е т — в ы п о л н е н о ли е го р а с п о р я ж е н и е о тн о си те л ь н о о ко н . Д а , о кн а з а к л е е н ы во в се х гр и м у б о р ны х и в р е п е ти ц и о н н о м за л е , Н и к о л ай П ав лови ч с ам о л и ч н о в э то м у б е ж д а е т с я . Н а ч и н а е тся р е п е ти ц и я : — Я н и к о го из в ас н е п р о б у ю , не и сп ы ты ваю , так ч то не в зв и н ч и в ай те с е б я , р е п е ти р у й те сп о к о й н о . (Ч и таю т 3-й эп и з о д .) — С то п ! П о ч е м у -то о б щ е е н а с тр о е н и е сц е н ы у вас в е с е л о е . А в ед ь д л я в е с е л ь я , п о -м о е м у , п о в о д о в н ет. А г н е с с е н а у к а д а е тс я с тр у д о м , е й в се м е ш а е т, в сё е е р а з д р а ж а е т. Я, н а п р и м е р , н е п е р е н о ш у ш у м а в к у л у ар ах , за к у л и сам и . А з д е с ь , в о б щ е ж и ти и , б е д л а м к ак о й -то , и, к о н е ч н о , А г н е с с а р а з д р а ж е н а . (В а л е р к е — К ар п о в о й ). А ты н а п а д а й на н е е , в ы см еи в ай ! (А н и с и м о в о й , к о то р а я в м е сте с З а й к о в о й и гр а е т Н а стю .) Н е н а д о и гр ать о тд е л ь н ы е сц е н ы , и гр ай в есь к у со к ц ел и к о м . О тр ы в о к и з « Гр о зы » н уж н о с ы гр а ть в с е р ь е з — «Ж и зн ь м о я , р а д о сть м о я , п р о щ а й !» — э то не то л ько п р о щ а н и е с Б о р и со м , н о и п р о щ а ни е Н асти с о сц е н о й . ,А г н е с с а д о л ж н а учи ть п р е д м е т с у ч е то м о гр о м н о го к о н к у р с а на ф а к у л ь те т, о к о то р о м о н а м е ч та е т. Н а д ней ви си т о гр о м н ы й гр у з . М о гу т б ы ть и д р у г и е о б с то я те л ь с тв а — в р о д е бы в се вы учила, о с та л а с ь о д н а т е о р ем а, но — гл а з а устал и . М о гу т б ы ть л ю б ы е о б с то я те л ь с тв а , но то л ь к о учти , что нам нуж ны д р а м а ти ч е с к и е о б с то я те л ь с тв а . (Вновь к А н и си м о в о й .) К ак Н а стя и гр ал а К ате р и н у ? Р е зо н е р с к и или го р я ч о ? Так, в сю д у ш у в ы лож и ла. А те п е р ь у н е е п о я в и л ся I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2