Сибирские огни, 1981, № 6

148 Л. БАЛАНДИН и п о б е ж а л . Я р а з о з л и л ся и бы л н е с п р а в е д ­ лив. Так и в се м ы б ы в а е м н е сп р ав е д л и в ы . П о к а зы в а й те св о и м П р а зд н и к о в ы м , как с п о м о щ ь ю И льи ной в се ста н о в и тся у с та р и ­ ка на м е с то . И п у сть он в о л н уе тся , ки п я­ ти тся , это х о р о ш о . Т о гд а ч е р е з гр у з 30-х го д о в , ч е р е з в о л н ен и я д о й д е т х а р а к те р во в се й п о л н о те . Ханов. Н о в ед ь П р а зд н и к о в — б ю р о к р а т, з ан я л к л у б п о д о б щ е ж и ти е ... Охлопков. Н о о б щ е ж и ти е -то н уж н ее, р а ­ б о ч и е б е гу т с о стр о й к и . Т е п е р ь н а сту п а е т м о м е н т, к о гд а каж д ы й и з вас д о л ж е н в с е б е с а м о м ощ ути ть х а р а к те р п е р со н а ж а . П о -р а зн о м у м о ж н о п о д х о д и ть к ро ли . Р оль Л е н и н а Щ ук и н начал го то в и ть с то го , что п р и учи л с е б я б е с е д о в а ть с пер вы м в стр еч н ы м . Так он н аш ел в с е б е к а к ую -то н е о б х о д и м у ю гр ан ь о б р а з а . А вот роль Г о р о д н и ч е го Щ у к и н го то в и л со в се м и н а­ че — он по н ял р о л ь п о сл е то го , как вы­ учи л е е п о ти хо н ьку о т в сех и с р е д и н е ­ ув е р е н н ы х в т е к с те п а р тн е р о в п о ч ув ств о ­ вал с е б я х о зя и н о м п о л о ж ен и я. Арбузов. В о зв р а щ а я сь к п ь е се , ск аж у — п р ав Н и ко л ай П авло ви ч, н уж н о б ы ть б л и ж е к ж и зн и . Я то ж е ч а сто б ы ваю н е сп р ав е д л и в . К то ж е я — п о л о ж и тел ьн ы й или о тр и ц а ­ тел ьны й ? Свердлин. В от вам Г р е к я сен , а м н е нет. Арбузов. Я го д с Г р е к о м , а вы — пять д н е й . М н е б у д е т о б и д н о , е сл и вы за пять д н е й р а з га д а е т е то, что я р а згад ы в а л го д . Вы п р о д ел ай те в есь путь и то гд а в и то ге б у ­ д е те зн ать о Г р е к е б о л ь ш е , чем я. Свердлин. Г р е к — сл о ж н ы й о р е ш е к . Ж е ­ н у лю б л ю , а И льи ну вы п и сал . Л ю б л ю ж е н у , а с И льи ной — п р и я тн о . Д л я ч е го он с у щ е ­ с тв у е т в п ь есе ? В р о д е он ц е м е н ти р у е т п ь есу, но н и ч е го не р е ш а е т, н и к о го не в о с­ п и ты вает, п о ступ к о в ни каки х не со в е р ш а е т. П ол учи в эти ноты (у к а зы в а е т на р о л ь), я р а з б и р а ю с ь , не зн ая, к ак ую е щ е м е л о д и ю и зв л е к у. В р о л и н ет б о л ьш и х стр а с те й ... Арбузов. Ни у к о го н ет. Охлопков. Н о в ая пь^ са А р б у з о в а — это п астел ь . С е й ч а с в ж и зн и е с ть л ю д и , к о то ­ ры е в ы ступ аю т « за н о во е», « за с та р о е » . О них Е в ту ш е н к о стихи н ап и сал . Ты бы , Г р е к , о тп у сти л Е в ту ш е н к о в Л о н д о н ? А е с ­ ли бы о тп у сти л , к а к о е пр и это м д е й ств и е? Т о л ь к о бы взял т е л е ф о н н у ю тр у б к у . В п ь есе ты ви диш ь, как на твои х гл а за х И льи на п е р е в о р а ч и в а е т Д о м к ул ь тур ы , и ты на н е е с м о тр и ш ь . И это и н те р е сн о . Гл ав н о е в тв о ­ е й р о л и — как ты сл у ш а е ш ь л ю д е й . К ак но вы м и гл азам и ты см о тр и ш ь на л ю д е й . А как м ы см о тр и м ? Я бы л на а м е р и к а н ­ ск о м б а л е те , сл у ш а л « ар и ф м е ти ч е ск ую » м у зы к у С тр а в и н с к о го , с м о тр е л танц ы н е г­ р а (б е с сю ж е тн ы е у них х о р о ш и , а с ю ж е т­ ны е — н ап о м и н аю т о п е р е тту ), и гл я д е л я, р а ск р ы в р о т. Е сл и бы кто ув и д ел м о е к у р ­ н о с о е ли ц о , о тм ети л б ы : ни в о сто р га , ни н е го д о в а н и я — сп л о ш н о е восприятие, м о ­ л о д о с ть д у ш и . В от так н у ж н о п о д х о д и ть к Гр е к у .1 11 октября. П е р е д н ач ал о м р еп ети ц и и О х л о п к о в п р о с и т: « К о гд а в о ч е р е д н о й р а з п р и д е т А р б у з о в , за д а в а й те е м у в о п р о сы не то л ь к о к а к а в то р у , но и как ч л е н у п о ста ­ н о во ч н о й гр уп п ы » . П о с л е э т о го с л е д у е т о б р а щ е н и е к М е е - р о в и ч у. — Д а в а й те м у зы к у . Х о ч у п о сл у ш а ть в есь а к к о м п а н е м е н т « к о д ам » е щ е р а з , и что б ы вам не м е ш а л а эта м у зы к а . (В к л ю ч ае тся м а гн и то ф о н . В с е в н и м а те л ь ­ но сл у ш а ю т те ж е с а м ы е ги та р н ы е п е р е ­ ли вы .) О х л о п к о в (в згл я н у в на ч асы ). Ж а н В и л ар сп р о си л м е н я : « С к о л ь к о н е д е л ь вы р е п е ­ т и р у е те но вы й сп е к так л ь ?» Я н а в р а л , что м е с я ц а д в а -тр и . (О б щ е е о ж и в л е н и е .) В и л ар у д и в и л ся : « У в ас что ж е , уч ен и к и ? Ч то вы с ни м и д е л а е т е с то л ь к о в р е м е н и ?» (С м е х .) В и л ар о т си лы р е п е ти р у е т п о л то р а м е с я ц а і Н а в е р н о е , м о ж н о р е п е ти р о в а ть к о р о тк о , но н а сы щ ен н о . С в о е у тр о я начал у ж е д а в н о . С м о т р е л м а к е т С у м б а то ш в и л и , п р о с м о т р е л д в у х а к ­ те р о в , го в о р и л с А р б у з о в ы м , с А ф а н а с ь ­ евы м . В о т м о е у тр о . А вы в ед ь е щ е не начи н ал и с в о е го р а б о ч е го д н я ? . Д а в а й те се й ч а с п р о ч те м « к о д у» . Н о не в п а д ай те в о б щ и й то н . Н а д у м а й те — ч е го вы х о ти те б о л ь ш е в се го ? В от о б э то м и го ­ в о р и те , (Р е п л и к у п о д а е т Н е м о л я е в а .) С то п І Го в о р и те та к : « В о т б е д а , с к о л ь к о в р е м е н и -то п о те р я л а » . (Э т о н е т е к с т , э т о — п о д те к ст). Д а л ь ш е ! (Р е п л и к у п о д а е т К а р п о в а . О н а и гр а е т В а­ л е р к у .) Н а й д и те прицел,- В аш а В а л е р к а * по лн а ж и зн и н а сто л ь к о , ч то б р ы з ж е т со к о м . (Г о в о р и т Н а стя — З а й к о в а .) П р и ц е л — « Н ам у ч и л ась » . П о д у м а й , ч то ­ бы бы ли п р е д л а га е м ы е о б с то я те л ь с тв а п о ­ д о б н ы те м , к о то р ы е н ап и сан ы в п ь е с е . Н е ­ у с т р о е н н о с т ь Н а сти д о л ж н а ч у в ств о в а ть ся , что б ы и м ы ч у в ств о в ал и , к а к го в о р и т а в то р , « хао с» . В е д ь у Н асти е с ть р е б е н о к и нет м у ж а. (С в о ю р е п л и к у п о д а е т Р о б е р т — Ш у в а ­ ло в.) Н ай д и с р а з у н е д о в о л ь с тв о Р о б е р та . У т е ­ б я по то н у с р а з у ч у в с тв у е тс я , ч то это п о ­ л о ж и тел ь н ы й , ч естн ы й ч е л о в е к . А Р о б е р т, хо ть и н е ж ул и к и не в о р , н о ш у с тр е н ь к и й п а р е н е к . (З в у ч и т р е п л и к а О х л у п и н а — Л о д о ч к и н а .) Ты н е д о в о л е н м у зы к о й , п р о с н у л с я — и ч то -то ск у ч н о е п е р е д а ю т п о р а д и о . В от т а ­ кая д о л ж н а б ы ть п р е д ы гр а . У к а ж д о го и з в ас в ваш их р е п л и к ах д о л ж н а б ы ть п р е д ы г­ ра. О ты гр ы в а й те е е на м у з ы к е . (П о к а з ы ­ в ае т к а ж д о м у е го п а н то м и м и ч е ск у ю п р е д - ы гр у .) П о то м ч и тает Х ан о в и п р е д л а га е т на с в о ­ ей ф р а з е : « Н е б о ? А к а к о го о н о ц в ета?» — чи хнуть. М о ж н о б ы л о п о н я ть Х а н о в а в е го ж ел ан и и п р и зе м л и ть с в о е го ге р о я (х о тя и б е з э то го он д о с та то ч н о « п р и з е м л е н » ). Н о , к о н еч н о , в н е о ж и д а н н о й п р о с ь б е « чи хн уть» с о д е р ж а л с я то т сам ы й « п е р е б о р » с р е д с тв , с ко то р ы м и и в с е б е , и в д р у ги х в се гд а б о р о л ся О х л о п к о в . П о э то м у с п р о с ь б о й Х ан о в а Н и ко л ай П ав ло ви ч о б о ш е л с я д о ­ в о л ьн о ж е с т о к р — в ы см ея л е е с сам ы м с е р ь е з н ы м , д а ж е у ч астл и в ы м в и д о м .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2