Сибирские огни, 1981, № 6

В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 147 е т о тн о ш е н и я б а п ти сто в к С та л и н у . В о л о д я го в о р и т о д у ш е ч е л о в е ч е с к о й вне св я зи со С та л и н ы м . В о тн о ш е н и и с о к р а щ е н и й . П о д в у м а к та м я у ж е п р о ш е л ся , п о то м е щ е со к р а щ у . Т о л м а зо в . З а ч е м н ап и сан О р е л ? А р б у з о в . В п ь е с е о б э то м го в о р и тся — и з ч ув ств а я р о сти к п о д о б н ы м л ю д я м . Я д о б а в л ю — О р е л п е р е в е д е н на ту р а б о ­ ту, на к о то р о й се й ч а с н ах о д и тся , с д р у го й , р а н ь ш е он зан и м а л б о л е е в ы со ки й по ст. На с тр о и те л ь с тв о эл е к тр о с та н ц и и е г о не п е р е ­ б р о си л и , а на к у л ь ту р у б р о си л и . Так у нас б ы в а е т. Охлопков. Э т о о л и ц е тв о р е н и е о п р е д е ­ л е н н о й эп о х и . П е р е д нам и о р то д о к с , д о г­ м ати к. Арбузов. О н с о в е р ш е н н о не п е р е к о в а л ся . И д е й н о он б о л е е с то е к , ч ем м н о ги е. Охлопков. Э то т О р е л з н а е т и с о м н е ­ ния — «В т р е в о ге я п р о сы п а ю сь по ночам ». В се е го у б е ж д е н и я — в п р о ш л о м . А р б у з о в . Н о не и з ш к ур н ы х с о о б р а ж е н и й он ж и в ет и д е й ств у е т. Э т о тр а ги ч е с к а я ф и ­ гу р а . У П а с те р н а к а е с ть так и е с тр о к и : Я не рожден, чтоб два раза Смотреть по-разному в глаза. Н а м о л о д о с ть О р л а , на е г о с та н о в л е н и е вы пал п е р и о д кул ьта. М е р у о п асн о сти О р ­ л а д о л ж е н у в и д е ть з р и те л ь . Э т о яв лени е с е р ь е з н о е . В ч ем е го о б ъ е к ти в н а * о п а с ­ н о сть? В Ю го сл а в и и к нам се й ч а с д в о я к о е о тн о ш е н и е . С та р ы е п ар ти зан ы , м о л о д е ж ь нам си м п ати зи р у ю т. Н о л ю д и 40— 50-х го ­ д о в о тн о ся тс я к нам п о -р а з н о м у . Т о л ько в р е м я э то и зм ен и т. Н о у О р л а б о л е зн ь з н а ч и тел ь н о гл уб ж е , он а в ъ е л ась в н е го с р о ж д е н ь я . К о гд а д у ­ м а е ш ь н ад те м или ины м п о в о р о то м с о ­ б ы ти й , стр е м и ш ь ся , . ко н е ч н о , со х р ан и ть п р ав д у х а р а к те р а . Н о в ы б и р ать в и с к у с с т . ве н уж н о н а и б о л е е и н те р е сн ы й путь. О х л о п к о в . П о ч е м у у гл а в н о го ге р о я п ь е ­ сы ф ам и л и я П р а зд н и к о в ? Арбузов. О н начальн и к с тр о и те л ь ств а . О н д е й ств и те л ь н о главны й ге р о й пьесы , хо тя ро л ь и не в ел и ка. П ь е са о П р а з д н и ­ ковы х и д л я П р а зд н и к о в ы х . Э то т ч ел о в ек п р о ш е л в сю ж и зн ь в м е сте с о стр а н о й , ни­ к ак о й ли чно й ж и зн и он не зн а л . У ш е л на ф р о н т. П о то м — 30-е го д ы , п о то м р а б ф а к , тр у д н ы е авр ал ы . Н ак о п и л ась н е у д о в л е тв о ­ р е н н о сть — ж и зн ь -то к о н ч ается . Охлопков. К ак он о тн о си тся к И льи ной ? Арбузов. И льи на п о м о гл а П р а зд н и к о в у п о н ять гл ав н о е в ж и зн и . О н а ста л а д л я н е ­ го н е о б х о д и м о й , п о то м у что о тк р ы в а е т д л я л ю д е й р а д о сть д ух о в н о й ж и зн и . Н о к к р а ­ си во й ум н о й ж е н щ и н е он о тн о си тся не то л ь ­ ко п о -д е л о в о м у . О н в се гд а б у д е т д у м а ть , гр у с тн о д у м а ть о б И льи ной , к а к о н е с о с то ­ я в ш е й ся лю б в и . Э т о б у д е т «по ж и зни ». П е д а л и р о в а ть е го л ю б о в ь не н а д о — это б у д е т «п о теа тр у » . Н о в ая ф и гу р а в н аш ей ж и зн и — э то Гр е к . О н не хо ч ет з а п р е щ а ть , р е гл а м е н ти р о в а ть . О н с а м д у м а е т, с а м п р и н и м ает р е ш е н и я , о ш и б а е тс я ; о д е р ж и м и м уч и м , как в се о с ­ тал ь н ы е, «не н ачальн и ки » , эти м и п р и я те н л ю д я м . О н в се гд а с тр е м и тс я о п р е д е л и ть с е б я во в р е м е н и . 23 го д а н а з а д лю б и л И льи ну. Н о вот п о я в и л ся м е ж д у ним и Ю л и й , р а сп у сти л п е р е д И льи ной павли н и й хв о ст. И льи на по л уч и л а это т х в о ст, н о не и н те л ­ л е к т. Ч то ж е Гр е к ? О н не м у ч и л ся , как это и зо б р а ж а ю т в те а т р е . Ч е р е з 3 го д а в с т р е ­ тил ж е н щ и н у , к о то р у ю гл у б о к о п о л ю б и л . Л ю б и т и по се й д е н ь и ск л ю ч и те л ь н о св о ю О л ь гу . Ж е н а Г р е к а м н е п р и я тн е е , ч ем И льи на. Э т о о ч ен ь в е с е л а я ж е н щ и н а . О н а не п р ав е д н и ц а , о п е к а ю щ а я м у ж а. Т аки е, как О л я , как Л о ж е ч к и н , о б л а д а ю т о гр о м н ы м д у ш е в н ы м з д о р о в ь е м . О н и не п о д с тр е л е ­ ны , как И льи на, Р о б е р т, К атя . О н и в и д ят м и р таки м , как он е с ть , н и ч е го не п р е у в е ­ л и ч и в аю т, н е в и д ят е го п е р е к о ш е н н ы м , как И льи на. Гр е к , в стр е ти в в новь И льи ну, н ач и н ает те р з а ть с я . Ч ем ж е, сп р а ш и в а е тс я , е сл и он так л ю б и т св о ю ж е н у ? О ч е н ь уж и н те р е сн а И льи на! Н е д а р о м ж е н а го в о р и т е м у : • « С ней ты б ы л бы сч а с тл и в е е !» И Г р е к гд е - То с ней с о гл а с е н . П р и х о д и т и ск у с. В это м н ет д р ам ы , -тем б о л е е — тр а ге д и и . Г р е к н и к о гд а н е о став и т ж е н у , п о то м у что ж е н а д л я н е го — в сё. А он а е го не д е р ж и т. Ну, а е сл и бы д е р ж а л а ? В се м о гл о бы к о н ч и ть ­ ся п е ч а л ь н о . Ч ув ств о д о в е р и я , св о б о д ы , в е с е л о го р а в е н ств а д е л а е т их б р а к н е р у ­ ш и м ы м . «Ты с ам а я л уч ш ая на с в е те !» — эта ф р а з а Гр е к а — и сти н н ая п р ав д а . Ц е н т, р ал ь н ая ч е р та Г р е к а — ю м о р . В вой н у он с р а ж а л с я , но, по е г о сл о в ам , у н е го не р ан ы , а « си н яки и ш и ш ки ». Н и гд е он не в зв о л н о в ан так и н е л е п , как в п е р в о й с ц е н е с И льи ной . Н е п р е д л о ж и л е й с е сть ... И льи ­ на и Г р е к в п е р в о й с ц е н е го в о р я т б ю р о к р а ­ ти ч е ск и м и 'о б о р о та м и , они н е е с те с тв е н н ы от в о л н ен и я . П о то м , си д я у р у ч ь я , с та н о ­ в я тся н а сто я щ и м и , к о гд а го в о р я т на п о ­ с то р о н н и е тем ы ... Ханов. П р а зд н и к о в , п о -м о е м у , и н о гд а с та н о в и тся п о хо ж и м на О р л а . З а ч е м он в о з р а ж а е т п р о ти в к а ф е -м о р о ж е н о го ? Арбузов. Н е в ш к у р е П р а зд н и к о в а н а х о ­ д и те с ь , А л е к с а н д р А л е к са н д р о в и ч ! Вы б у ­ д е т е зл и ть ся на те к у ч е с ть к а д р о в , е сл и б у д е те д у м а ть не как Х а н о э. Хвиов. П р а зд н и к о в заты р к а н , о гр а н и ч е н , он н е б а -то не ви ди т. Арбузов. К о н е ч н о , о гр а н и ч е н . Х ан о в . О н туп о в а т, п о -м о е м у . Арбузов. Н е б о й те с ь к р а й н о сте й , п р о ти ­ в о р еч и й . П р а зд н и к о в в сю ж и зн ь н и к уд а не с тр е м и л с я . Х о те л ч е го -то , но б ы л о п е р е д ни м веч н о й п р е гр а д о й с л о в о « н е л ь зя » . Т е ­ п ер ь он ви ди т н о в о е п о к о л е н и е и, н е п о ­ ни м ая е го , зл и тся . К о л л и зи я — о гр а н и ч е н ­ ны й ч е л о в е к П р а зд н и к о в н у ж д а е тс я в И ль­ и ной. . Охлопков. К аж д ы й и з н ас сч и та е т с е б я н егл уп ы м . А с к о л ь к о мы д е л а е м в ж и зн и о п р о м етч и в ы х п о ступ к о в ? У ш е л и з те а тр а А н о ф р и е в . Я бы л р а з ъ я р е н . А п о то м п о д у ­ м ал — а что это за з о л о то ? Н у, сп о со б н ы й , но — н и како й к а та стр о ф ы . Д а л и А н о ф ­ р и е в у в т е а т р е М о с со в е та б о л ь ш е д е н е г д а р о л ь, к о то р у ю и гр ал Н о в и ко в, вот он 10'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2