Сибирские огни, 1981, № 6
146 Л. БАЛАНДИН Левинсон. А л е к с е й Н и ко л аеви ч , п о ч ем у не в се п е р со н а ж и у ч а ств у ю т в сц е н а х « м ы с ли всл ух», в « код ах» ? Ч то та к о е эти «коды »? К ак их и гр ать ? Арбузов. Я с н о го а в то р с к о го ви д ен и я нет. С а м о м у и н те р е сн о , как это вы й д ет? (С м е х .) Охлопков. М ы ч асто д у м а е м всл ух. У нас д о м р а б о тн и ц а на д а ч е п о сто я н н о сам а с с о б ой р а з го в а р и в а е т, то п о -н ем ец к и , то по- р у с ск и . А « ко д а» — это п р и ем у ед и н ен и я . В с е р ь е з н ы е м о м ен ты ж и зн и мы хо ти м о с та ть ся н а е д и н е со сво и м и м ы слям и . Я в стр е ти л в ч е р а о д н о го а к те р а , ко то р ы й е з д и л в П е р е д е л к и н о на о се н н ю ю п р и р о д у , что б ы д у м а ть н аед и н е. В ч ер а, к о гд а Л е н о ч к а уш л а, я си д е л од и н и д у м а л — б у д е т ли у м е н я тв о р ч е ск ая к ул ьм и н ац и я? Н е д л я статьи , не д л я то го , чтоб ы те б я н а гр ад и л и , а д л я с е б я с а м о го хо чу найти кул ьм и н ац и ю . П о д в о ж у итоги , ищ у но во е. В « ко д ах» н ам нуж н о , как у ‘ Ф ел л и н и в « С л а д к о й ж и зни » , з а ста ть к а ж д о го в р а с плох, не д л я п а р а д н о й к ар то ч ки , а в м о м е н т и н ти м н о го р а зм ы ш л е н и я . К аж д ая м ы сль п е р со н а ж а — о гр о м н а я тя ж е сть .. В от п е р в а я р е п л и к а п ь есы : «В д е тств е я з а я го д а м и хо д и л а» . Д л я ч е го она это го во р и т? О н а ж е м о л о д ая , не ста р у х а , хотя и в оч к ах. Н о п о ч е м у о н а в сп о м и н ае т д е т ств о ? Гл аза а в то р а , как р е н тге н о м , п р о св е чи ваю т п е р со н а ж е й : « Х о п ! Х о п . Х о п !» (Д е л ает ж е ст, как б у д то сн и м ае т ф о то а п п а р а то м .) Я п р о ч е л «К ухн ю » У э с к е р а . Э та п ь еса из ж и зн и р а б о ч е го л ю д а А н гл и и о ч ен ь п о н р а ви лась А л е к с е ю Н и ко л аев и ч у. К ак ж е по с тр о е н а п ь еса ? В есь акт лю д и д е л а ю т все то, что д е л ал и бы в ж и зн и п о -н а с тЛ іщ е м у . Ти хо-ти хо, н е з а м е тн о р а с к р ы в а е тся ж и знь. В се, о ч ем я го в о р ю , это зв е н ь я о д ной ц епи . К о гд а у м е н я не х в ата ет тер п е н и я ч то -то о б ъ я сн я ть а к те р у , я п р е д л а га ю : « С о сч и тай те ! 926 о тн я ть 31 и ум н о ж и ть на 3». Вот, тр у д н о в ед ь р еш и ть ? Так и д ав ай те р е ш ать так и е тр у д н ы е зад ач и в этих м о н о л о гах. ѵ Я не б у д у читать вам эк сп л и к ац и ю — «Вот ф е о д а л и з м , вот кап и тал и зм , д е й ств и е п р о и сх о д и т на сты к е эп ох». Н ет, в зам ен эк сп л и к ац и и у нас б у д е т д и ал о г. Арбузов. П ь е су о п р е д е л я е т р еп л и к а Г р е к а: «Вы как б о г С а в а о ф !» Э т о — хао с, д о со тв о р е н и я м и р а , л е та ю т тел а. Н у ж н о п о й м ать д у ш у го р о д а . Д в и ж е н и е .— от хао са к п о р я д к у . В это м сю ж е т п ь есы . П о р я д о к в д у ш а х . « У в е р тю р ы » д а ю т тем ы , ко то р ы е б у д у т р а зв и в а ть ся в си м ф о н и и пьесы . « К о д е » — з а в е р ш е н и е р а з р а б о тк и тем ы . Т ако в а тех н о л о ги я . Охлопков. Э т о то ч н о — « со тв о р ен и е м и ра». Арбузов. Д а . С ы гр а ть н ад о б о л ь ш е , чем го р о д о к , сы гр а ть н а д о о б о б щ е н н о , но не о тр и ц ать п р ав д у б ы та. М н е к а ж е тся , что «бы т» н и к о гд а не п о м е ш а е т. С то л к н о в е н и е «бы та» с п о эзи е й в ы се к а ет н уж н ую и ск р у . Охлопков. У Ч ехо ва е с ть ф р а з а о то м , что л ю д и си д я т и пью т чай, а в это в р е м я дви- ж е тс я и сто р и я . Н а м оих гл азах э то п р о и з о ш л о : ж д а л и Ч кало ва, он по зв о н и л е а э р о д р о м а — го то в ь те сь . Л ю д и го то в и л и п и р о г, пили чай, а в это с а м о е в р е м я Ч кал о в п а д а л вни з. С о с та в л я ю т ли с о б ы ти я п ь есы ту го р у , по к о то р о й нам н у ж н о в з о б р а ть с я в вер х ? Н ет, это та п ь еса , к о гд а л ю д и пью т чай, а и с то ри я и д ет. Н а с ц е н е н е т б о я — то л ь к о е го о тр а ж е н и е . Арбузов. Д а , в се у б и р а е тс я за кули сы . Охлопков. Т ак о й уж д р а м а т у р г А р б у зов — в се в н и м ан и е на в н у тр е н н е м м и р е . Н ет л ьд и н , то р о со в , в н е ш н е й б о р ь б ы . Б ап ти ст б ь е тся з а св о ю в е р у гд е -т о там , на тр и б у н е , к о то р а я о с т а е т с я за к у л и сам и . А Б а б ан о в а — И льи на и не з н а е т, что там п р и у го то в а н о е й га з е тн о й к л я у з о й . Е сть то л ь к о о щ у щ е н и е в н у тр е н н е й тр е в о ги . В се п о д сп у д н о . Д а ж е е сл и л ю д и л ю б я т д р у г д р у га , как И льи на и Г р е к ,— н и ч е го н ет с н а р уж и . Т о л ь к о ч е р е з в н у тр е н н ю ю п о л н о ту ж и зн и м о ж н о э то д о н е с т и — у в и д е л , о т в е р н ул ся , з а с те с н я л с я и т. п. Т о л ь к о од и н рА з — в с ц е н е И льи ной с ж е н о й Г р е к а — о тн о ш е н и я р а с к р ы в а ю тся д о с та то ч н о о б н а ж е н н о . Х о тя и з д е с ь н ет ш п а г и я д а, как у Ге р тр у д ы . В н о в о м ф и л ь м е « З а с та в а И льи ча» н ет внеш н и х д е й ств и й . Н о е с ть о гр о м н ы й п ул ьс. В ы сш и й п о д ъ е м л ю б в и д в у х м о л о д ы х л ю д е й — на п е р в о м а й ск о й д е м о н с тр а ц и и . С и д я т лю д и з а с то л о м и г о в о р я т — 10, 15, 20 м и н ут. Н о это з а х в а ты в а е т, з д е с ь о щ ути м ы п р и м еты н о в о го в р е м е н и . Л ю б ая м а л е н ь к а я р о л ь в н а ш е м с п е к т а к ле (А гн е с с а , н а п р и м е р ,) д о л ж н а б ы ть п р ав ди во й , и ск р е н н е й . З а и гр о й в ш а х м а ты од и н ста н о в и тся б о га ч о м , д р у го й п р о д а е т р у х л я д ь . У Н асти д о л ж н а б ы ть б о га та я в н ут р е н н я я ж и зн ь . В н а ш е м с п е к та к л е н е б у д у т ни п р ы гать, ни ск а к а ть . « Ч то ж е он и так?» — с к аж у т нам . О тв е ти м : « П ь е са д р у га я » . А те п е р ь н а ч н е м р е п е ти р о в а ть . (М е е р о в и - ч у .).П о ж а л у й ста І М е е р о в и ч . Я п о д о б р а л д л я « ко д ы » м е л о д и ю ги тар ы . Н о э т о гр у б о о р и е н ти р о в о ч н о . (В кл ю ч ает м а гн и то ф о н , в се б е р у т р о л и и в п р о м е ж у тк а х м е ж д у р а с к а ти с ты м и а к к о р д а м и ги тар ы п р о и з н о с я т св о й т е к с т ,— « м ы сл и всл ух». И э т о на са м о й п е р в о й ч и ткѳ і) О х л о п к о в . Н у как, м у зы к а вам не м е ш ал а ? Левинсон. М ы в се е щ е н е в е р н о ж и в ем , о д н о о б р а з н о . Охлопков. П о м н и те : в есь м и р е щ е в х а о с е . Н е в п а д ай те в м у зы к у , а то се й ч а с в се зап ел и . Левинсон. Я д у м а ю , что со б ы ти я в п ь е с е не так и е уж м а л е н ь к и е , что и н о гд а уб и ть ч е л о в е к а и з а п р я та ть тр у п п о д к у ш е тк у л е гч е , чем р а з о б р а т ь с я в то м , что п р о и сх о - д и т в д у ш е у к а ж д о го . Арбузов. Возможно. П о сл е н е б о л ь ш о го п е р е р ы в а в о п р о с з а д а е т од и н из и сп о л н и те л е й р о л и б а п ти ста . Н а ск о л ь к о я зн аю , б а п ти сты б ы в аю т р а зн ы е . О д н и п р о с то — не пью т, не к у р я т, не и зм е н я ю т ж е н а м , и это х о р о ш о . А е сть тр я сун ы . И по то м — о тн о ш е н и е к С та л и н у ... О тк р о в е н н о м о ж н о го в о р и ть ? (С м е х .) Н а р о д о тн о си тся к С та л и н у сл о ж н о . Арбузов. Т р я сун ы — н е б а п ти сты . Те, что у м е н я ,— н о р м а л ь н ы е . П ь е са н е затр а тн е е -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2