Сибирские огни, 1981, № 6

144 / Н а это м о б с у ж д е н и е за к а н ч и в а е тся , А р ­ б у зо в о б е щ а е т со к р а ти ть п ь есу , вы п о лн яя со в еты а р ти сто в . 4 октября. Н а д о с к е о б ъ я в л ен и й м ы п р о ­ чли р а с п р е д е л е н и е р о л е й на с п е к та к л ь « Н ас гд е -то ж д ут» . Э то т п р и к а з по ф о р м е о ч ен ь о тл и ч а е тся о т о б щ е п р и н я то го . В н а­ ч ал е м аяко в ц ы пиш ут не ф ам и л и ю п е р с о ­ наж а, а ф ам и л и ю а к те р а (б е з у к а за н и я з в а ­ ни я) и в с тр о го а л ф а в и тн о м п о р я д к е . П о ­ л у ч а е тс я у м а я к о в ц е в та к : « А к тр и с у Б а б а ­ но ву М . И. н азн ач и ть на ро л ь И льи ной ». Е сл и в п ь е се е с ть у к а з а н и е на п р о ф е с си ю , с е м е й н о е п о л о ж е н и е или в о з р а с т п е р с о н а ­ ж а, то в се эти п р и м еты в п р и к а зе п е р е ­ чи сл ен ы . В пр и м еч ан и и у к а з а н о , что на п е р ­ вой ж е р еп е ти ц и и а к те р а м н е о б х о д и м о «пр и с е б е и м еть к а р а н д а ш и и р учки » . В ы ­ д е л е н и е на п ер вы й план а р ти ста , а не ро ли , им и сп о л н я е м о й , ш тр и х, м о ж е т б ы ть, и не оч ен ь сущ е ств е н н ы й . Н о р а зн и ц а в се ж е о щ ути м а. О д н о д е л о с к а з а ть — « р о л ь та ­ к а я -то п о р у ч е н а та к о м у -то » и д р у го е — « ар ти ста та к о го -то н а зн а ч и ть на р о л ь так у ю - то». Тут ув а ж е н и я к л и ч н о сти а к те р а к уд а б о л ь ш е . Н а ч и н ается р е п е ти ц и я , п е р в а я в стр е ч а за сто л о м . О х л о п к о в , как в се гд а , в с е р о м к о с тю м е с н е и зм ен н ы м к р асн ы м га л с ту к о м , я р к о к о н тр а сти р у ю щ и м с е го б л е д н ы м л и ц о м . — Я б ы л се й ч а с в А к а д е м и и м е д и ц и н ­ ских н аук ,— н а ч и н ае т он ,— и и м ел б е с е д у с р а з у с тр и н ад ц ать ю а к а д е м и к а м и . О н и с о ­ б и р а ю тс я и зу ч ать а к те р а , о с о б е н н о сти е го ж и з н е д е я те л ь н о с ти в п р о ц е с с е тв о р ч е ств а. О н и о тм е ч а л и , в ч а стн о сти , что е д и н с тв е н ­ ны е, к то во в р е м я б л о к ад ы Л е н и н гр а д а не п е р е ж и в а л ги п е р то н и ч е ск о й б о л е зн и , бы ли ар ти сты б а л е та , с к а з а л а с ь тр е н и р о в к а . У в е ­ р я ю т, что и с к у сс тв о п р е д с та в л е н и я п р о ти ­ в о е сте с тв е н н о д л я ч е л о в е к а , п о то м у что ч е ­ л о в е к с а м га си т св о ю ф а н та з и ю , что то л ь к о и с к у сс тв о п е р е ж и в а н и я с п о с о б н о д а ть на­ с л а ж д е н и е . С л о в о м , они п р о си л и м е н я р а з ­ р е ш и ть им и зуч ать б и о то к и во в р е м я р е п е ­ ти ц и й . Я о тв еч ал « п о ж а л у й ста » , н а д е ю сь , и вы в о зр а ж а ть н е б у д е те К с то л у Н и к о л а я П ав л о ви ч а п о д х о д и т п о ­ м о щ н и к р е ж и с с е р а и сто п о ч к о й к л а д е т п е ­ р е д ни м р о ли . — С е й ч а с н ам п р е д с то и т тех н и ч еск а я р а б о та — п р о в е р и м те к с т,— го в о р и т О х л о п ­ ков и н ач и н ает п о д п и сы в ать ро ли . В о м н о ги х те а тр а х р о л и р а з д а е т п о м р е ж или ж е они р а з д а ю тс я з а р а н е е . З д е с ь — э т о ц елы й р и ту ал . В се р о л и О х л о п к о в р а з н о с и т а к те р а м с а ­ м о л и ч н о и к а ж д о м у пр и в р у ч е н и и го в о р и т ч т о -т о н а п у тств е н н о е . — Ш а м п а н ск о е бы с е й ч а с ,— о б р а щ а е тся он к Т о л м а зо в у , н а м е к а я , о ч е в и д н о , на то, что р о л ь е м у д о ста л а с ь о тл и ч н ая.1 1 Подобное обращение деятелей науки к Охлопкову было делом постоянным, как мне приходилось отмечать. Его репутация новатора, последователя Мейерхольда с его биомеханикой, очевидно, играла тут не пос­ леднюю роль. Л БАЛАНДИН ------------------------------------------------------------------------------------- »-------------------— — У К о з ы р е в о й и Г е р д л и х р о л и о д и н а ­ к о в ы е, а у К о з ы р е в о й в р о д е т е т р а д к а п о ­ тя ж е л е е .— О х л о п к о в д е л а е т вид, что в з в е ­ ш и в а е т о б е р о л и на л а д о н я х . — Е в ге н и й Л а з а р е в , с д е л а й с в о е го в р а га тр у д н ы м в р а го м , что б ы е го р а з га д ы в а л и , р а з о б л а ч а л и за е г о о б а я н и е м с у щ н о с ть . (Е. Л а з а р е в и гр а е т р о л ь с е к та н та .) П е ч н и к о в у Н и к о л а й П ав л о ви ч п р о тя ги в а е т е д и н ств е н н ы й л и сто к е го р о л и с с о ч у в с т­ в и е м :— у ж и зви ни , что р о л ь м а л е н ь к а я , к о м у -то н у ж н о и д ти на д з о т . Ты п р е к р а с ­ ны й а к те р , н о п р и х о д и тс я и э т о и гр ать . (С р а в н е н и е с а та к о й д з о т а н е с л у ч а й н о — П е ч н и к о в ф р о н то в и к .) Р оли р о зд а н ы , п ер в ы й э к з е м п л я р п ь есы л е ж и т п е р е д зав л и то м . — Т а м а р а А л е к с а н д р о в н а б у д е т с л е д и ть , что б ы м ы не о ч е н ь о ш и б а л и с ь . П р и сту п и м к сч и тк е р о л е й . А р ти сты н ач и н аю т, к а к и п о в с е м е с тн о ,, чи тать н а р о ч и то н е в ы р а зи те л ь н о , м о н о то н ­ но. О х л о п к о в п о д ч и ты в а е т р е м а р к и , п о я с ­ н я е т: —- Э т о он у ж е п р о с е б я го в о р и т, это не д и а л о г, а м ы сл и в сл ух. И з р е д к а св о и п о п р ав к и в н о си т з а в е д у ю ­ щ ая л и те р а ту р н о й ч асть ю . Е е у ч а с ти е в р е ­ п е ти ц и о н н о м п р о ц е с с е д л я н а с с о в е р ш е н ­ ная н е о ж и д а н н о сть , наш и зав л и ты на р е п е ­ ти ц и я х, как п р ав и л о , н е б ы в аю т. Охлопков (ч и та е т о ч е р е д н у ю р е м а р к у ). «П о д о р о ге ...» В о т в ед ь и не х о ч е ш ь , а п р и ­ д е т с я д е л а ть « д о р о гу » ! (В с е с м е ю тс я .) Б а б ан о в а б о л ь н а , за н е е ч и та е т Николай^ П ав л о в и ч . В р е м я о т в р е м е н и о н о с та н а в л и ­ в а е т а к те р о в : — Н е д о б а в л я й те н е н у ж н ы е с л о в а — « уж » , «ну» и та к д а л е е ... О ч е н ь х о ч е тс я , что б ы Т а р а с (е го и с п о л н я е т И. О х л у п и н ) сам и гр ал на и н с тр у м е н те , а то н е к а з и с то , к о гд а за а к те р а и гр а ю т з а к ул и сам и ... (Л е ­ в и н со н у, к о то р ы й н ач ал ч и тать «с в ы р а ж е ­ н и е м » .) Н и ч е го не и гр а й те . В о т а к те р с к а я н а ту р а п р е т! (К Ш у в а л о в у , у к о т о р о го нет к а к о го -то к у ск а т е к с т а .) П о то м , п о сл е р е п е ­ ти ц и и , п е р е п и ш е ш ь ... « К о н е ц п е р в о й ч а с ­ ти»,— ч и та е т О х л о п к о в и о с та н а в л и в а е т а к ­ т е р о в ,— на это м р е п е ти ц и ю ко н ч и м . П р о ш у в ас п о м о ч ь м н е , х о тя я и с а м с м о гу р е ш и ть , н о п р о ш у, п о то м у что то в а р и щ е с к а я п о ­ м о щ ь м н е н у ж н а , в к а ж д о й с ц е н е п о и ск ать н а с тр о е н и е , не б о я с ь о п у щ е н н о сти . З д е с ь н ет о с т р о го с ю ж е та , з д е с ь ти ш и н а, п р о в и н ­ ция. Свердлин. Н е п о н я тн о , п о ч е м у -то в се « м ы сл я т в сл ух» , а я в е д у то л ь к о д и а л о ги ... (С в е р д л и н и гр а е т Г р е ч а .) Охлопков. А м ы с п р о с и м М е е р о в и ч а (з а ­ в ед ую щ и й м у зы к а л ь н о й ч а сть ю ) — что это о з н а ч а е т п о -м у з ы к а л ь н о м у . Д а в а й те п о ­ и щ е м н а с тр о е н и е п о -ч е х о в ск и . В о т Н а стя , о н а д у м а е т се й ч а с н е о Р о б е р т е , к о то р ы й е е п о ки н ул , а о с в о е м р е б е н к е , и о н а р а ­ д о стн а . С о л н ц е е щ е н е у д а р и л о , но у ж е и д е т к а к о е -то к л о к о тан и е . (С а м о й л о в у , к о то -, ры й не р а ск р ы л р та во в р е м я р е п е ти ц и и — д о е г о м е с та так и не д о ш л и .) Е в ге н и й В а­ л е р ь я н о в и ч , хо тя у т е б я р о л ь д а л ь ш е , но н е п л о х о , ч то ты п о сл уш ал п ь е с у ли ш ни й р а з . Н у а п о то м — п о м о га й нам , п о со в е ту й !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2