Сибирские огни, 1981, № 6

138 Л. БАЛАНДИН О с тр о й х а р а к те р н о сти нет. У м н а я ж е н щ и ­ на — и в се Д р у га я п ь е с а р а ссч и та н а на 4 -х а к те р о в . Р а з б и р а е тс я ч е л о в е ч е ск и й х а р а к те р . П е р ­ вый акт п р о и с х о д и т в 1944 го д у во в р е м я Л е н и н гр а д с к о й б л о к ад ы , ге р о и е щ е д е ти . П о то м д е й ств и е п е р е к и д ы в а е тся в наш и д н и . Г е р о и о ш и б а ю тся , но у них х в ата ет м у ж е с тв а начать в се сн ач ал а. О д и н и з а к ­ те р о в и сп о л н я е т р о л ь к о н ф е р а н с ь е . Т р е ть я п ь е са — с к а з к а . Э то — С н е г у р о ч ­ ка, но на со в р е м е н н ы й лад. Д е л о п р о и с ­ х о д и т не в с тр а н е Б е р е н д е е в , а в С о к о л ь ­ ни ках. С н е гу р о ч к а та е т от лж и ч е л о в е к а , к о т о р о го п о л ю б и л а, е е лю би м ы й сп ел ей л ж и в ую п есн ю . П ь е са а д р е со в а н а П л уч ек у. М о ж е т б ы ть, ч е р е з 20 л е т мы вновь в с т р е ­ ти м ся с ни м в о д н о м те а тр е . В о п р о с : А л е к с е й Н и ко л аеви ч , чья по­ ста н о в к а « И р к у тск о й и сто р и и » в М о ск в е вам б л и ж е? — Я сам бы л уч астн и к о м п о стан о в к и м о е й п ь есы в В а х та н го в ск о м те а т р е , и эти м м н о го е с к а з а н о . П ь е са п и са л а сь д л я э то го те а тр а , с н е к о то р ы м и а к те р ам и я р а б о та л са м . Н о Х о р в это м с п е к та к л е м н е не н р а ­ в и тся, он п о в р е д и л п о с т а н о в к е 2. Х о тя с а ­ м а то н а л ь н о сть сп е к та к л я в ахтан го вц ев м н е б л и ж е , п о то м у что я не виж у в м о ей п ь е с е ч е р т м о н у м е н тал ь н о сти , к о то р ы е о щ ути м ы в т е а т р е М а я к о в ск о го . Н о р я д сц е н у О х л о п к о в а р е ш е н п е р в о к л а сс н о . Э т о — « Л о ж н ы й д ен ь р о ж д е н и я » , « С в а д ь ­ б а» (о н а в ы ш е, ч ем у в ах та н го в ц е в ), « П о ­ сл е св ад ьб ы » — то ж е очен ь си л ь н ая сц ен а. Н о о х л о п к о в ск а я « И сто р и я» о к а за л а сь н е ­ р о в н е й . Д е л о в то м , что с п е к так л ь в ы п ус­ к а л ся б е з Н и к о л а я П ав ло ви ча, он б о л е л . О х л о п к о в — ч е л о в е к в о сп ал е н н о й ф а н та ­ зии. О н ф а н т а з и р у е т в се гд а с « п е р е б о р а ­ м и» и с а м с е б я к р и ти к у е т не с р а зу . И это х о р о ш о . Н о по о тн о ш е н и ю к е го п р е д л о ­ ж ен и я м в с е гд а н уж ен о тб о р . Н и ко лай П ав ло ви ч е го п р о в ел лиш ь отч асти — п о ­ м е ш а л а б о л е зн ь . В р е з у л ь та те — сп е к так л ь в ы ш ел «е и зл и ш е ств ам и » , о с та л о сь к о е - что « ч е р е с ч у р » , А в ахтан го в ски й сп ек так л ь бы л с д е л а н в с е го за 28 д н ей . В н ем есть м о м е н т н е д о ф а н та э и р о в а н и я . О тб о р а при так и х у сл о в и я х , ко н е ч н о , н е м о гл о бы ть. Н о сам ы м в ы р ази те л ь н ы м д л я м ен я стал сп е к та к л ь в Б р а ти сл ав е . У м ен я н ед ав н о д о ч ь вы ш ла зам у ж , и я испы тал го р е — вот о н а бы ла со м н о й , а те п е р ь е е н е т... Так ж е м н е ж ал к о б ы л о р а с ста в а ть с я с б р а ти ­ сл а в ск и м сп е к та к л е м . В с п е к та к л е нет, п р ав д а , В ал ьки , но за то В и кто р — ч уд о ! И н те р е с н о р е ш е н Х о р : вы ход я т на сц е н у л ю д и , о д е ты е п о -п е й з а н ск и , с п л акатам и . Р а с с к а з в е д е тс я о т и м ен и Х о р а и Х о р у . Э т о — н а р о д , они в се в р е м я на с ц е н е . Н а -* 1 1 Речь идет о пьесе «Нас где-то ждут», поставленной впервые в театре им. Маяков­ ского с М. И Бабановой в главной роли. 1 «Хор» в Вахтанговском театре состоял из четырех изысканно одетых юношей, эле­ гантные вечерние костюмы которых резко контрастировали с рабочими робами экска­ ваторщиков. «Хор» в театре Маяковского был многочисленным, в нем участвовали ведущие артисты театра, которые сидели в зале среди зрителей и время от времени поднимались с меру, включаясь в события. д о б ы л о в и д е ть , к а к С е р г е й е с т м н и м у ю к а ш у , как, р а б о та я с п р е д п о л а га е м ы м п р е д м е то м , е с т к о м п о т В и к то р , как он вы ­ п л е в ы в ае т к о сто ч к и — в э то м в се е го о т­ н о ш е н и е к В ал е. Н а с ц е н е нет. ни к о л я ск и , ни д е т е й , но он и е с ть , п о то м у что а к те р ы ч у д е с н о и гр а ю т за них. Л а п ч е н к о о п а з д ы ­ в ае т на в ы ход, е го в ы тал к и в ае т на с ц е н у Х о р . С е р г е й и д е т ч е р е з зр и те л ь н ы й зал и ц е л у е т в се х д е в у ш е к , с л е з ы на гл а за х ... А та н е ц В и к то р а — э то как з а м е д л е н н а я с ъ е м к а ... 25 ию н я. О х л о п к о в б о л е н . М ы п о с е щ а е м лекц и и т е а тр о в е д о в . Ю . А . З у б к о в п р е д о ­ с т е р е г а е т о т в то р ж е н и я п р о в и н ц и а л и зм а . С с о в р е м е н н о й д р а м а т у р ги е й н а с з н а к о м и т В. Ф . П и м е н о в . П р о х о д я т л е к ц и и о в е н ­ ге р с к о й д р а м а т у р ги и , о ж а н р а х , о Ш е к с ­ п и р е , Г. Н. Б о я д ж и е в у в л е к а те л ь н о р а с ­ с к а з ы в а е т о с в о е м п о н и м ан и и с о в р е м е н ­ н о го сти л я а к те р с к о й и гры . С в о и м и в п е ч а тл е н и я м и о з а р у б е ж н ы х с п е к та к л я х д е л и тс я П . А . М ар к о в . 28 ию н я. П р о х о д и т п е р в а я з а щ и та д и п ­ л о м н о го с п е к та к л я . С в о ю п о ста н о в к у « С е ­ в а с то п о л ь ск о го в ал ь са » в С в е р д л о в с к о м т е а т р е о п е р е тты за щ и щ а л В л а д и м и р К у ­ ро чки н . З а щ и та п р о ш л а л е гк о , В о л о д я п р и в е з о тл и ч н ы е о тзы в ы , а ф и ш у , ф о т о ­ гр а ф и и . П о -в и д и м о м у , он — б у д у щ и й гл ав ­ ный р е ж и с с е р э т о го те а тр а . Н и ко л ай П ав л о в и ч та к и н е п о я в и л ся п е р е д нам и д о сам ы х л е тн и х к а н и к у л . Гр у с тн ы е , р а з ъ е х а л и сь мы по д о м а м . 2 с е н тя б р я . С е г о д н я ( с о с то я л с я с б о р тр уп п ы м а я к о в ц е в . В с е з а го р е в ш и е , в п а­ р ад н ы х о д е я н и я х . — Н е м о л я ш к а ,— ц е л у е т С в е т л а н у К о зы ­ р е в а ,— как ты ч у д е с н о в ы гл я д и ш ь ! — А й , с к в е р н о о тд ы х а л а ,— о тм а х и в а е тся Н е м о л я е в а . — В от в и д и ш ь, к а к ая ты о т р и ц а т е л ь ­ ная — о тд ы х а л а п л о х о , а в ы гл я д и ш ь х о р о ­ ш о . Н е д а р о м у т е б я и ф а м и л и я та к а я о т­ р и ц а те л ь н а я — « Н е -м о л я е в а » . О б е ул ы б аю тся . З а б а в н о , что в се ж е н щ и н ы п о го л о в н о в б ел ы х о д е ж д а х . У б о л ь ш и н с тв а б е л ы е в я ­ зан ы е к о ф то ч к и или в я за н ы е ш е р с тя н ы е б е л ы е п л атья. М и з е р и — в ся в б е л о м , К о ­ зы р е в а — в с в е т л о -с е р о й ю б к е в с к л а д к у и в б е л о й в я за н о й к о ф те . О т к у д а он и вы ­ в езл и эту м о д у и п о ч е м у так д р у ж н о с л е ­ д у ю т ей? А м о ж е т б ы ть , та к о в а т р а д и ­ ц и я — н ач и н ать с е з о н в б е л о м . В с е - в с е в б е л о м , н е с м о тр я на д о ж д л и в ы й д е н ь . С о б р а л и с ь в в е р х н е м ф о й е . У к а ж д о го на к р е с л е ц в е то к . О тк р ы л с о б р а н и е д и ­ р е к т о р К ар м а н о в . П о з д р а в и л в се х с п о л е ­ то м к о см о н а в то в . П о то м п о ж е л ал з д о р о в ь я в се м и О х л о п к о в у — в о с о б е н н о с ти (о н то л ь к о что в ы п и сал ся на р а б о ту ). П о то м го в о р и л Н и к о л ай П ав л о в и ч : — Д в а м о м е н та о тл и ч аю т это т с е з о н . П е р в о е — это ю б и л е й С та н и с л а в с к о го , мы е го д о л ж н ы о тм е ти ть п о -о с о б о м у , и в то -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2