Сибирские огни, 1981, № 5

у КНИЖНОЙ п о л к и 191 И вот чуть ли не год критики на страни­ цах «Литературной газеты» ломают копья, выясняя этично или неэтично «пить из че­ репа отца», не дум ая даже приподнять го­ лову от листа бумаги с этими стихами и увидеть: ...по берегу смоляного потока Громоздились, словно плавник, линные кости богатырей, лыли, шугой шелестя, Короткие кости богатырей... Ведренные кости Погибших шаманов Подпрыгивали, Друг о друга стуча: Черепа погибших шаманов Подкатывались, Бубнами грохоча... И вот до сих пор находят жестокость и натурализм (А л. Михайлов) в поэтике Пав­ ла Васильева и не видят, что многое в его поэтическом мире исходит от азиатского эпоса, от землй, с которой Павел Васильев был связан кровными узами творческого родства. И вот до сих пор столичные ремесленни­ ки порою убого переводят блестящих якут­ ских поэтов с подстрочника, ничего, кроме этого подстрочника, толком не ведая ни о Якутии, ни о грандиозности ее духовного потенциала. В ряду этих рассуждений книга Н. В. Емельянова «Сюжеты якутских олонхо» — явление своевременное и очень ценное. Этот труд несомненно повлияет на даль­ нейшее освоение якутского фольклора на­ укой. Ибо для знакомства и ориентации в неоглядном мире олонхо эта книга незаме­ нима, она представляется толковым и до с­ таточно исчерпывающим путеводителем для всех, кто желает войти в мир богатырей Якутии. В книге изложены семьдесят пять сюже­ тов сказаний, изложены кратко, только с самым минимальным сохранением изобра­ зительного ряда и художественных осо­ бенностей. Вот сюжет пятьдесят восьмой «Орунча Боотур» — изложение завершается так: «И опять началась битва. Бились наши бо­ гатыри в течение трех месяцев, победили они абаасы и убили его. Потом, превратив­ шись в алых соколов, прилетели они домой. Из ушей коня вытащили они сестер Орун- чи. На радостях зарезали они восемь упи­ танных кобылиц. Ели их мясо, гуляли, ве­ селились. С тех пор живут они хорошо». А вот что в олонхо только за строкой «и опять началась битва» (привожу без раз­ бивки на отдельные стихи.— А. П.): «Вдруг очутились они у покрытого креп­ ким камнем подножия западной каменной горы; вышли — д руг д р угу навстречу на предназначенное для битв богатырское чис­ тое поле, схватились словно лютые медведи, с криком и ревом накинулись друг на друга, с ревом и воплем начали -бороться, с кри­ ком и воем начали сражаться, дьяволь­ ская сумятица поднялась в той стране, смертная гибель возникла неумолимо; тол­ щиной шесть аршин каменное чистое поле месивом сделали, словно наступили на ры­ бу щуку» слабые немощные из нижних восьми племен от бедлама поднятого боя бегством спаслись; безграничное бедствие наступило; кровавые черные облака вверх поднялись, огненный дождь пошел, голо­ ледица наступила...» А вот что стоит за четырьмя страницами пересказа сюжета «Орунча Боотур»: «Сюжет № 58. По записи С . В. Харитоно­ ва со слов И. Н. Говорова из Х адарского н-га Чурапчинского р-на; 1940 г. Архив ЯФ СОАН , ф . 5, оп. 7, ед. хр. 4, 608 с. (13 984 стихотворных строк)». Изложение этого сказания подобно окну в широчайший многоцветный, живой мир могучих чувств — несуетных и первоздан­ ных. И так каждый из сюжетов открывает нам свою область якутского эпоса. С труктура книги такова — сюжеты приве­ дены (В последовательности, ориентирован­ ной на мифологическую основу эпоса, и распределены в три гр уппы— 1) Заселение Среднего мира; 2) Родоначальники племени ураангхай саха (древнее эпическое само­ название якутов); 3) Защитники племени айыы (племя, родственное добрым боже­ ствам айыы, вообще люди, живущие в Среднем мире) и ураангхай Саха. Группы в свою очередь слагаю тся из десяти под­ групп, каждая из которых объединяет род­ ственные по героике и тематике сюжеты. Все это не только дает расширенное пред­ ставление о массе сказаний, но и в сово­ купности являет нам как бы одно олонхо с ответвлениями, с отступлениями, с побоч­ ными линиями, что в общем-то для олонхо и характерно. Эти методологические посылы — «мифо­ логия не только арсенал, но и почва эпоса» и распределение пересказов массы сюж е­ тов в композиции одного типичного олон­ х о — делаю т книгу стройной, удивительно ясной. В ней все элементы (сюжеты) даны в такой жесткой последовательности и взаи­ мозависимости, что невольно сравниваешь ее с таблицей Менделеева. Любой имею­ щийся или вновь открытый сюжет олонхо сразу же и точно может обрести свое единственное и правильное место в систе­ ме Н. В. Емельянова. Центральная часть (сами сюжеты) — это история якутского народа во всех аспек­ тах: от переселения и освоения новых пространств, родовых, племенных отноше­ ний, этнографии до истории духовного ста­ новления народа, формирования его пред­ ставлений о космосе и месте человека в нем и до осмысления самого человеческого существования. Знакомство с якутскими олонхо еще и еще раз обращает читателя к сокровенной сути словесного творчества, ибо здесь, в героическом народном эпосе, как нигде, ясно выявлен главный предмет худож е­ ственного осмысления — человек, его иска­ ния, его борьба. И все это представлено как борьба доброго и злого начал в душе человека. Здесь, в героическом эпосе, как нигде, выявляется главное содержание сло­ весного творчества — утверждение нераз­ дельности Человека и его Родины, утверж ­ дение Человека как живой, активной части

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2