Сибирские огни, 1981, № 5
188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ Идя от реальных фактов к широким худо жественным обобщ ениям , А . Иванов трак тует историю как прежде всего столкнове ние классовых интересов разных людей, а не только противоборство характеров, настроенных антагонистически. Критик Б. Леонов решает многие вопро сы сюжетостроения, приемов психологи зации, образности выражения идеи, тем самым избегая досадной, подчас встречаю щейся в монографиях ошибки, когда много говорится о значимости поднятых проблем, идейной оснащенности того или иного про изведения, но почти не исследуется арсе нал изобразительных средств, с помощью которых оживляются эти идеи... В результате всестороннего анализа вы ясняется, что поэтике А . Иванова свой ственны социальная заостренность, «опре деляющая внутреннюю силу конфликта при всей кажущейся внешней спокойности, буд ничности изображаемого»; отсутствие полу тонов в обрисовке психологически углуб ленных характеров, которым чуждо проме жуточное состояние, положение «на грани света и тени», добра и зла; драматический накал событий, ставящих героя перед вы бором, когда третьего не дано; реалисти- . чески точное изображение быта и при всем этом метафоричность, столь выразительно заявленная уже в самих названиях рома нов, а также в словаре, мощных приподня тых образах, умелом переплетении лирики с эпосом. Т а к а я стилевая манера писателя объ ективно призвана проявлять саму эпоху, обильно насыщенную драматизмом классо вых и социально-нравственных потрясений, ибо «в таком подходе к расстановке проти воборствующих сил, в распределении «све та» и «тени» выявляется четкий взгляд пи сателя на суть положительного героя, его открытая позиция в утверждении социаль ной новизны нашего мира». Таким образом, приводит нас к выводу Б. Леонов, эстети ческая позиция автора «Вечного зова» кон цептуальна и заключена в самой приро де его дарования. Полемический настрой, страстная заинте ресованность критика в глубоком раскры тии поставленных вопросов, в том, чтобы дать на них исчерпывающие объективные ответы, привлечение обширного фактиче ского и научного материала — важные достоинства книги Б. Леонова. Выявляя воздействие искусства М. Шоло хова на поэтику А . Иванова, автор книги касается весьма актуальной проблемы ли тературоведения— традиций и новатор ства. В этой связи читателю было бы не безынтересно познакомиться с некоторыми традициями Леонида Леонова, наследован ными и развитыми автором «Вечного зова». Однако этого в книге нет. Между тем, до с таточно вспомнить архитектонику иванов ских романов с их ретроспективностью и многоплановостью, чтобы удостовериться в наличии таких традиций. Разумеется, тра диции караются не только формы, но и по строения психологии характеров, сюжетных линий. А . Иванов развивает эстетические связи советской классики, стремясь по-сво ему философски углубить главный конф ликт отображаемой эпохи — противобор ство двух классов, двух диаметрально про тивоположных мировоззрений. И конечно же, уроки леоновской классики здесь прос то необходимы. Обширен научный аппарат книги Б. Лео нова: он умело оперирует высказываниями классиков марксизма-ленинизма, подкреп ляет выводы и положения ссылками на эс тетику Белинского и Чернышевского, при бегает, где необходимо, к цитированию со временников (А . Метченко, В. Панкова, В. Днепрова), стремясь рассматривать твор чество А . Иванова в единстве с жизнью, в сопоставлении с широким кругом луч ших произведений современности, выявля ет закономерности развития советской про зы от 50-х годов до наших дней. Новая книга Б. Леонова, адресованная широкому кругу читателей, поможет вы явить нравственно-философскую основу творчества одного из ведущих писателей современности, определить его яркую ин дивидуальность и самобытность в ряду та лантливых прозаиков, которыми представ лена литература 70-х годов. В. ЮДИН Наш адрес — колхоз «Большевик». Сборник. Зап.-Сиб. кн. изд., Новосибирск, 1980. Развитие социалистического сельского хозяйства в нашей стране стало делом об щенародным. И не случайно в постановле нии июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем развитии сельского хозяй ства СССР» наряду с задачами экономиче скими и организационными четко сформ у лированы и задачи, стоящие перед работ никами идеологического фронта в их борь бе за хлеб. Естественно, что писатели-новосибирцы не могли остаться в стороне от этих насущ ных забот. Именно тогда, два года назад, в ответ на решения июльского Пленума и возникла идея содружества Новосибирской писательской организации с колхозом «Большевик» Ордынского района Новоси бирской области. Писатели стали частыми гостями колхозников; они знакомились с их работой, проблемами, условиями жизни, И вот первый итог завязавшейся дружбы — книга «Наш адрес — колхоз «Большевик». Предваряя сборник, председатель прав ления Новосибирской писательской органи зации, лауреат Государственной премии РСФ СР, поэт Л. В. Решетников пишет; «Наша цель заключалась в том, чтобы, с одной стороны, писательским словом по мочь лю дям деревни в решении стоящих перед ними задач, а с другой, непосред ственно общаясь с тружениками сельского хозяйства, воспеть красоту подвига этих людей, их неиссякаемую любовь к ^родной земле, на которой они живут и которую украшают своим трудом». Слава колхоза давно перешагнула пре делы Сибири. «Большевик» сегодня — это крупнейшее многоотраслевое хозяйство,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2