Сибирские огни, 1981, № 5
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 И чибис, вылетая из травы, Заплачет, отлетит и — засмеется!.. Стихи такого рода неспешны, раздумчи вы. Они насыщены зрелыми эпитетами и метафорами. Иногда в них присутствует грусть, но она просветленная, как этот ти хий осенний день. Просветленностью на полнены даже стихи прощальные: «Про щайте, гнезда!.. На крыло встают горластые гагары, шумят грачиные базары, и на душе светлым-светлоі» Стремление к объективному описанию определяет и принцип композиционного построения пейзажных стихов: сочетание картин с временной или пространственной последовательностью , или же сопоставле ние природы с человеческой жизнью. Одной из отличительных особенностей стихов Т. Белозерова является их лаконич ность. Поэт умеет скупыми мазками пей зажного этюда передать точность душев ного состояния: За окошком — лик луны В красных отсветах войны; Занесенные порошей Ребра нашей городьбы И с тяжелой, грозной ношей Телеграфные столбы... А в стихотворении «Коршун» всего не сколькими словами нарисована целая кар тина: «Коршун крылья распахнул — в норку суслика смахнул». Рядом с такими миниатюрами стихотво рение «Топтыжка» может показаться чуть ли не поэмой. Это одно из тех стихотворе ний, в которых заострены нравственные аспекты воспитания детей. Автор приобщает читателя к проблемам непростым в наше время, когда могуще ство людей позволяет или разрушить, или создать основы человеческого счастья. Именно непонимание, невежество, нрав ственная глухота отдельных людей являет ся зачастую причиной пагубного отношения к природе. В лощине заснеженно-тихой Собачий скулеж и возня... К околку, с убитой лосихой. Охотник торопит коня. Он тащит ее на удавке Из крепких, с капроном, ремней, И злобные лайки и шавки. Хромая, плетутся за ней. А где-то над речкою Ошей. По грудь утопая в снегу. Прыжками, й попутной порошей, Лосенок уходит в тайгу. От этой страшной картины не может не родиться чувство сострадания и боли за судьбу беззащитных «братьев наших меньших», коюры х все меньше и меньше остается на земле. Поэт верит, что чело век, ощутивший боль природы, особенно в детстве, не сможет остаться бесчувствен ным и безнравственным по отношению не только к природе. «Нравственность не передается по нас ледству, не впитывается в кровь, ее надо воспитать,— писал Н. Амосов,— в конце концов, когда мы говорим о построении коммунизма, очень многое упирается в воспитание». И книга Тимофея Белозерова, изданная со вкусом, чему способствовали прекрасные гравюры художника Н. Калиты, соответствует этой высокой цели. Богат ства щедрой земли в ней открыты для чи тателя как личные ценности нашего совре менника, требующие бережного к ним от ношения и нравственной чистоты. Виктор ДЗЮБА Б. Леонов. Зов жизни. «Советский писа тель». М., 1979. Новая книга критика Б. Леонова — пер вое достаточно полное исследование твор чества писателя Анатолия Иванова, перу которого принадлежат широко известные романы «Повитель», «Тени исчезают в пол день», «Вечный зов», повести «Жизнь на грешной земле», «Вражда» и ряд расска зов. Наша критика давно нуждалась в обобщающем исследовании творчества это го большого мастера прозы. Выход книги совпал с важным событием в жизни писателя — он стал лауреатом Го сударственной премии ССС Р за телеэкра низацию своего романа «Вечный зов». Жизненная биография художника слова и органично связанный с нс й творческий ■ процесс поставлены во главу угла книги, определяющей место А. Иванова в лите ратуре 70-х годов, выявляющей идейно художественное богатство его произведе ний. Основная задача — проследить становле ние творческого метода А . Иванова в тес ной связи с современным литературным процессом — определила структуру книги Б. Леонова: она состоит из глав, поочеред но рассматривающих первые рассказы, ро маны «Повитель», «Тени исчезают в пол день» и «Вечный зов», повесть «Жизнь на грешной земле». В основу деления поло жена жанровая эволюция творчества писа теля, уверенно идущего по пути развития эпического письма. Не случайно Б. Леонов замечает, что многие характеры из расска зов А. .Иванова стали предтечами будущих больших и сложных романных образов, а первоначально заявленные темы и конф ликты вылились в широкую панораму на родной жизни в эпопее «Вечный зов». Каков же эстетический идеал художника, если в каждом его произведении звучит трагедийность (но не трагическая безыс ходность!),— вот один из основных вопро сов очерка. Критик решителен в своем оп тимистическом утверждении: известная формула Н. Г. Чернышевского «Прекрас ное — это жизнь!», говорит он, в творче стве А . Иванова «наполняется реальным смыслом, ибо красота жизни, которую че ловек постигает в труде и в боях за свобо д у , своей Родины, воплощается в эстетиче ском идеале художника». Социально-фило софское кредо писателя заключено ■ страстном, необоримом убеждении: посту пательный ход жизни, прогресса, а значит, и силы их созидающие, остановить нельзя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2