Сибирские огни, 1981, № 5

У КНИЖНОЙ п о л к и 187 И чибис, вылетая из травы, Заплачет, отлетит и — засмеется!.. Стихи такого рода неспешны, раздумчи­ вы. Они насыщены зрелыми эпитетами и метафорами. Иногда в них присутствует грусть, но она просветленная, как этот ти­ хий осенний день. Просветленностью на­ полнены даже стихи прощальные: «Про­ щайте, гнезда!.. На крыло встают горластые гагары, шумят грачиные базары, и на душе светлым-светлоі» Стремление к объективному описанию определяет и принцип композиционного построения пейзажных стихов: сочетание картин с временной или пространственной последовательностью , или же сопоставле­ ние природы с человеческой жизнью. Одной из отличительных особенностей стихов Т. Белозерова является их лаконич­ ность. Поэт умеет скупыми мазками пей­ зажного этюда передать точность душев­ ного состояния: За окошком — лик луны В красных отсветах войны; Занесенные порошей Ребра нашей городьбы И с тяжелой, грозной ношей Телеграфные столбы... А в стихотворении «Коршун» всего не­ сколькими словами нарисована целая кар­ тина: «Коршун крылья распахнул — в норку суслика смахнул». Рядом с такими миниатюрами стихотво­ рение «Топтыжка» может показаться чуть ли не поэмой. Это одно из тех стихотворе­ ний, в которых заострены нравственные аспекты воспитания детей. Автор приобщает читателя к проблемам непростым в наше время, когда могуще­ ство людей позволяет или разрушить, или создать основы человеческого счастья. Именно непонимание, невежество, нрав­ ственная глухота отдельных людей являет­ ся зачастую причиной пагубного отношения к природе. В лощине заснеженно-тихой Собачий скулеж и возня... К околку, с убитой лосихой. Охотник торопит коня. Он тащит ее на удавке Из крепких, с капроном, ремней, И злобные лайки и шавки. Хромая, плетутся за ней. А где-то над речкою Ошей. По грудь утопая в снегу. Прыжками, й попутной порошей, Лосенок уходит в тайгу. От этой страшной картины не может не родиться чувство сострадания и боли за судьбу беззащитных «братьев наших меньших», коюры х все меньше и меньше остается на земле. Поэт верит, что чело­ век, ощутивший боль природы, особенно в детстве, не сможет остаться бесчувствен­ ным и безнравственным по отношению не только к природе. «Нравственность не передается по нас­ ледству, не впитывается в кровь, ее надо воспитать,— писал Н. Амосов,— в конце концов, когда мы говорим о построении коммунизма, очень многое упирается в воспитание». И книга Тимофея Белозерова, изданная со вкусом, чему способствовали прекрасные гравюры художника Н. Калиты, соответствует этой высокой цели. Богат­ ства щедрой земли в ней открыты для чи­ тателя как личные ценности нашего совре­ менника, требующие бережного к ним от­ ношения и нравственной чистоты. Виктор ДЗЮБА Б. Леонов. Зов жизни. «Советский писа­ тель». М., 1979. Новая книга критика Б. Леонова — пер­ вое достаточно полное исследование твор­ чества писателя Анатолия Иванова, перу которого принадлежат широко известные романы «Повитель», «Тени исчезают в пол­ день», «Вечный зов», повести «Жизнь на грешной земле», «Вражда» и ряд расска­ зов. Наша критика давно нуждалась в обобщающем исследовании творчества это­ го большого мастера прозы. Выход книги совпал с важным событием в жизни писателя — он стал лауреатом Го­ сударственной премии ССС Р за телеэкра­ низацию своего романа «Вечный зов». Жизненная биография художника слова и органично связанный с нс й творческий ■ процесс поставлены во главу угла книги, определяющей место А. Иванова в лите­ ратуре 70-х годов, выявляющей идейно­ художественное богатство его произведе­ ний. Основная задача — проследить становле­ ние творческого метода А . Иванова в тес­ ной связи с современным литературным процессом — определила структуру книги Б. Леонова: она состоит из глав, поочеред­ но рассматривающих первые рассказы, ро­ маны «Повитель», «Тени исчезают в пол­ день» и «Вечный зов», повесть «Жизнь на грешной земле». В основу деления поло­ жена жанровая эволюция творчества писа­ теля, уверенно идущего по пути развития эпического письма. Не случайно Б. Леонов замечает, что многие характеры из расска­ зов А. .Иванова стали предтечами будущих больших и сложных романных образов, а первоначально заявленные темы и конф­ ликты вылились в широкую панораму на­ родной жизни в эпопее «Вечный зов». Каков же эстетический идеал художника, если в каждом его произведении звучит трагедийность (но не трагическая безыс­ ходность!),— вот один из основных вопро­ сов очерка. Критик решителен в своем оп­ тимистическом утверждении: известная формула Н. Г. Чернышевского «Прекрас­ ное — это жизнь!», говорит он, в творче­ стве А . Иванова «наполняется реальным смыслом, ибо красота жизни, которую че­ ловек постигает в труде и в боях за свобо­ д у , своей Родины, воплощается в эстетиче­ ском идеале художника». Социально-фило­ софское кредо писателя заключено ■ страстном, необоримом убеждении: посту­ пательный ход жизни, прогресса, а значит, и силы их созидающие, остановить нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2