Сибирские огни, 1981, № 5
186 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ ного абитуриента механической вузовской зубрежкой. В итоге — «он покидал уни верситет с радостью, как узник, отсидев ший положенный срок. ...Оставив позади шестнадцать лет учебы, не приняв за два дцать три года ни одного самостоятель ного решения, Сулин сошел с конвейера, точно лакированная машина, и покатил в пункт назначения...» «Пунктом назначения» стала непримет ная, уютная контора, где можно трудиться, как говорят, не прикладая рук, где не требуется собственного мнения, смелых идей и решений. Понятно, что на такой службе высоко почитаются подхалимаж, безропотная вера в инструкции и указа ния шефа. В конторском микроклимате герой повести окончательно утрачивает всякое беспокойство души, зов молодости, смутные мечты о переменах. Тяжко Сули- ну и дома. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно прочесть две главы повести — «Тумбочка» и «Сапоги»,— две эти семейные саги, до краев наполненные обидами Сулина на свою законную Алису... Повесть «Из жизни Дмитрия Сулина» ор ганична для сборника Л. Треера. Она во многом подготовлена опытом его расска зов, их нравственным пафосом, сатириче ской злободневностью. Б. ЮДАЛЕВИЧ Тимофей Белозеров. Журавкин праздник. Стихи. «Детская литература», М„ 1980. Михаил Пришвин когда-то сказал: «Ве щи, которые у меня в квартире, мне не ка жутся моими, зато солнце, небо, реки — мои». Такое ощущение, по-видимому, вызы вает окружающий мир и у Тимофея Бело зерова, о чем можно судить, прочитав его новую книгу. Среди стихотворений сборника трудно найти упоминание о ве щах домашних, но зато почти в каждом из них живут и земля, и небо, и явления при роды. Землю свою поэт любит по-сыновьи и солнце, поля, леса, реки считает своими. Они входят в книгу уже с первым стихо творением-песенкой, пройдя через распах нутую душу поэта. Опять смеется лето В раскрытое окно, И солнышка, и света Полным, полным-полно! Опять трусы и майки Лежат на берегу, И нежатся лужайки В ромашковом снегу! Вот и вся песенка — простая и светлая, как само детство. Но душевный ее на строй, наполняющий стихи, объединяет их в одну нежную песню о родной земле, о делах рук человеческих. В стихах живет и могучая река его детства — Иртыш,— на которой поэт работал когда-то речником, и безымянная речка-невеличка, которая «в большую речку за именем бежит». В них слышатся и гудки трудяг-лесовозов, и скрип речного извозчика — парома, гру женного плодами крестьянского труда, и льющиеся в торжественности мемориаль ного сквера «звуки музыки печальной», ог которых «на сердце грустно и светло». Стихи наполнены встречами с птицами и зверями, деревьями и тишиной. Поэт пе реживает их, как встречу с чудом, с чем-то значительным, и открывает для себя и чи тателя важность вещей очевидных: голу бого неба с табунами облаков, шума д е ревьев, которым снятся тревожные сны, костра, распустившегося красным маком на опушке зимнего леса, сверкания и тепло ты летнего сибирского дождя. Он воспри нимает окружающий мир сердцем — чут ким и добрым, и обостренным чутьем ху дожника улавливает то, что, казалось бы, невоспринимаемо. Картины, ярко нарисо ванные Т. Белозеровым в стихах, позволяют читателю вместе с ним увидеть, как тем ной осенней ночью «осветили переулок прясел белые лучи», услышать, как в весен ней тишине «корни тянут соки и прорастают семена», ощутить, как «трутся листья сон ного бурьяна о худые ноги старика» и как «в пустынном небе тоскует самолет». «Журавкин праздник» содержит стихи, разные по настроению. Автор предлагает и акварельную легкость лирической зари совки, и чистоту детской непосредственно сти, как в стихотворении «Мне весело». Герою этого стихотворения весело, «как букашке в траве», оттого, что, встав на го лову, он увидел мир совсем необычным — «небо с землей поменялось местами». И вот уже смешно и непривычно «кверху но гами прошел старичок, мальчик в обнимку с арбузом». В этой игре обостряется дет ская наблюдательность — он видит, что «крылья большой стрекозы снизу прони заны солнечным светом», а «из-под спины задремавшей козы белое облачко выта щил ветер...». О собого мастерства поэт достигает в жанре пейзажной лирики. Используя бо гатство и разнообразие красок, ощущая силу и нежность, величие и хрупкость при роды, он пишет о ней в духе лучших ху дожественных традиций русской поэзии. По выразительности, по манере письма, мно гие его пейзажные стихи близки поэтиче скому миру Ивана Сурикова, Ивана Ники тина, Ивана Бунина. Эта близость под черкивает органичность творчества Тимофея Белозерова в общем развитии русской по эзии. Ибо нельзя найти себя в отрыве от традиций, от завещанного предшественни ками и развиваемого современниками. Мастерство Белозерова-пейзажиста осо бенно ощутимо в таких стихах, как «Лет ний полдень», «На берегу», «Вечер», «Спит деревня...», «Август», «Осенний день», «Зимнее утро» и др. Его интересует наст роение, создаваемое пейзажем, красота самого пейзажа, поэт подчеркивает в нем живописность, праздничность, яркость кра сок. Осенний день. Далекие стога, Березняки, чернеющая пашня. За деревушкой — синяя тайга И с красной крышей силосная башня Иду вдоль речки, желтой от листвы, Иду и жду — сейчас блеснет болотце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2