Сибирские огни, 1981, № 5

186 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ ного абитуриента механической вузовской зубрежкой. В итоге — «он покидал уни­ верситет с радостью, как узник, отсидев­ ший положенный срок. ...Оставив позади шестнадцать лет учебы, не приняв за два­ дцать три года ни одного самостоятель­ ного решения, Сулин сошел с конвейера, точно лакированная машина, и покатил в пункт назначения...» «Пунктом назначения» стала непримет­ ная, уютная контора, где можно трудиться, как говорят, не прикладая рук, где не требуется собственного мнения, смелых идей и решений. Понятно, что на такой службе высоко почитаются подхалимаж, безропотная вера в инструкции и указа­ ния шефа. В конторском микроклимате герой повести окончательно утрачивает всякое беспокойство души, зов молодости, смутные мечты о переменах. Тяжко Сули- ну и дома. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно прочесть две главы повести — «Тумбочка» и «Сапоги»,— две эти семейные саги, до краев наполненные обидами Сулина на свою законную Алису... Повесть «Из жизни Дмитрия Сулина» ор­ ганична для сборника Л. Треера. Она во многом подготовлена опытом его расска­ зов, их нравственным пафосом, сатириче­ ской злободневностью. Б. ЮДАЛЕВИЧ Тимофей Белозеров. Журавкин праздник. Стихи. «Детская литература», М„ 1980. Михаил Пришвин когда-то сказал: «Ве­ щи, которые у меня в квартире, мне не ка­ жутся моими, зато солнце, небо, реки — мои». Такое ощущение, по-видимому, вызы­ вает окружающий мир и у Тимофея Бело­ зерова, о чем можно судить, прочитав его новую книгу. Среди стихотворений сборника трудно найти упоминание о ве­ щах домашних, но зато почти в каждом из них живут и земля, и небо, и явления при­ роды. Землю свою поэт любит по-сыновьи и солнце, поля, леса, реки считает своими. Они входят в книгу уже с первым стихо­ творением-песенкой, пройдя через распах­ нутую душу поэта. Опять смеется лето В раскрытое окно, И солнышка, и света Полным, полным-полно! Опять трусы и майки Лежат на берегу, И нежатся лужайки В ромашковом снегу! Вот и вся песенка — простая и светлая, как само детство. Но душевный ее на­ строй, наполняющий стихи, объединяет их в одну нежную песню о родной земле, о делах рук человеческих. В стихах живет и могучая река его детства — Иртыш,— на которой поэт работал когда-то речником, и безымянная речка-невеличка, которая «в большую речку за именем бежит». В них слышатся и гудки трудяг-лесовозов, и скрип речного извозчика — парома, гру­ женного плодами крестьянского труда, и льющиеся в торжественности мемориаль­ ного сквера «звуки музыки печальной», ог которых «на сердце грустно и светло». Стихи наполнены встречами с птицами и зверями, деревьями и тишиной. Поэт пе­ реживает их, как встречу с чудом, с чем-то значительным, и открывает для себя и чи­ тателя важность вещей очевидных: голу­ бого неба с табунами облаков, шума д е­ ревьев, которым снятся тревожные сны, костра, распустившегося красным маком на опушке зимнего леса, сверкания и тепло­ ты летнего сибирского дождя. Он воспри­ нимает окружающий мир сердцем — чут­ ким и добрым, и обостренным чутьем ху­ дожника улавливает то, что, казалось бы, невоспринимаемо. Картины, ярко нарисо­ ванные Т. Белозеровым в стихах, позволяют читателю вместе с ним увидеть, как тем­ ной осенней ночью «осветили переулок прясел белые лучи», услышать, как в весен­ ней тишине «корни тянут соки и прорастают семена», ощутить, как «трутся листья сон­ ного бурьяна о худые ноги старика» и как «в пустынном небе тоскует самолет». «Журавкин праздник» содержит стихи, разные по настроению. Автор предлагает и акварельную легкость лирической зари­ совки, и чистоту детской непосредственно­ сти, как в стихотворении «Мне весело». Герою этого стихотворения весело, «как букашке в траве», оттого, что, встав на го­ лову, он увидел мир совсем необычным — «небо с землей поменялось местами». И вот уже смешно и непривычно «кверху но­ гами прошел старичок, мальчик в обнимку с арбузом». В этой игре обостряется дет­ ская наблюдательность — он видит, что «крылья большой стрекозы снизу прони­ заны солнечным светом», а «из-под спины задремавшей козы белое облачко выта­ щил ветер...». О собого мастерства поэт достигает в жанре пейзажной лирики. Используя бо­ гатство и разнообразие красок, ощущая силу и нежность, величие и хрупкость при­ роды, он пишет о ней в духе лучших ху­ дожественных традиций русской поэзии. По выразительности, по манере письма, мно­ гие его пейзажные стихи близки поэтиче­ скому миру Ивана Сурикова, Ивана Ники­ тина, Ивана Бунина. Эта близость под­ черкивает органичность творчества Тимофея Белозерова в общем развитии русской по­ эзии. Ибо нельзя найти себя в отрыве от традиций, от завещанного предшественни­ ками и развиваемого современниками. Мастерство Белозерова-пейзажиста осо­ бенно ощутимо в таких стихах, как «Лет­ ний полдень», «На берегу», «Вечер», «Спит деревня...», «Август», «Осенний день», «Зимнее утро» и др. Его интересует наст­ роение, создаваемое пейзажем, красота самого пейзажа, поэт подчеркивает в нем живописность, праздничность, яркость кра­ сок. Осенний день. Далекие стога, Березняки, чернеющая пашня. За деревушкой — синяя тайга И с красной крышей силосная башня Иду вдоль речки, желтой от листвы, Иду и жду — сейчас блеснет болотце

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2