Сибирские огни, 1981, № 5
У книжной полки 185 веллу. Скаж ем только ее герою-крокоди- лу Сим е: «Молодец, что вернулся в род ной зоопарк, с такими «учеными» каши не сваришь!» «Парадокс Симы» можно было бы отнес ти и ко второму циклу рассказов, входя щих в книгу,— «Исключительные случаи». Тем более, что среди его героев — и гово рящая коза, которая не боится резать правду-матку («Белая коза»), и обезьянка Л яля, составившая своему дрессировщику вот такой машинописный текст: «Прошу вернуть меня в джунгли по собственному желанию . Устала от халтуры...» («Гвоздь программы»), В этом цикле легко узнается влияние «иронической» прозы с ее алогичными коллизиями, абсурдными финалами, ин теллектуальными абстракциями. Однако Л. Треер, используя опыт этой школы, все же остается «земным» художником. Вот рассказ «Ошибка ЭВМ». Электронно- вычислительная машина начислила инжене ру Галкину... декретные. Но это только за чин. Дальше с Галкиным еще хуже. «Опро вергните справкой». Какой? Ну, медицин ского характера, мол, или — или... А в по ликлинике... Там свои требования... Быть может, эта история покажется кому-то гру боватой, несколько «нетактичной». Не бу дем спорить. Но по части справок сатирик попадает, что называется, в яблочко... ...Дальше, дальше, вслед за сатириком! Третий цикл рассказов объединяют герои- сверстники. О тсюда его название: «В рас цвете лет». Опасный возраст. Можно нена роком влюбиться... будучи женатым («Грешник Акилов»), Можно уподобиться йогам («Дыхание Шивы»), Можно достать сверхдефицитный японский телевизор с двумя кнопками на пульте: голубая — по ложительные эмоции, красная — совсем наоборот. И таким образом узнать (на сей час в больнице), что «все время хорошо — тоже плохо» («Каёдза»), Наконец, можно заняться расширением собственной жил площади, пригласив для этой операции маклера («Ищите маклера»), В расцвете лет — в расцвете сил! А силы надо применять, расходовать. И не обяза тельно, как утверждается в умных трудах, на поприще духовном. Пища насущная то же требует ловкости, крепких кулаков и стальных нервов. Особенно, если хочется жить не на одну зарплату или быть пер вым в служебном марафоне, или, на худой конец, иметь подписку на самого «главно го» классика. Неуемные натуры живопису ет Л. Треер. К чести автора, он не укроща ет темпераментные натуры своих антиге роев, не подправляет их обывательской философии. Писатель уверен: персонажи его рассказов сами скажут о себе, нероб кие привыкли локтями пробиваться. И они говорят. Порой даже пишут. Вот так, на пример: «Дорогая редакция! — писал Ко- чергин под диктовку киномеханика.— Мы, жители деревни Карасевки, не понимаем, зачем к нам прислали йога, который за деньги показывал разные глупости и на другательства над человеческим организ мом. Он выступал в одних плавках, а в за ле сидели женщины и молодые девушки. Чему учит этот йог? Чтоб мы стояли на го лове и других частях тела, а кто же тогда будет работать. Один наш товарищ поверил йогу и чуть не остался калекой на всю жизнь...» Есть в этой компании сытых однолеток и дипломированные лица, гордо нрсящие «поплавки». Эти не будут обличать при верженцев учения о самопознании — «просвещенные» мещане, как известно, пуще всего боятся «отстать от прогресса». Но когда идет речь о месте под солн цем — здесь они все забывают. Рассказ «Везучий Гаврилов» как раз об этом. Рез кая ирония таится в его названии. Ибо в рассказе исследуется нравственное паде ние некоего ловкача, воссоздаются его жалкие карьеристские деяния. «Везучий Гаврилов» — актуальное, острое слово пи сателя о бездуховности, о беспринципной погоне за пресловутой благополучностью. Юмор Л. Треера, как верно заметил в предисловии к сборнику Леонид Ленч, «за мешан на дрожжах нравственной сатиры, он несет социальную мысль». К этому ем кому определению хочется добавить, что юмористические рассказы сибирского про заика отличает стремление создать разно образные и неординарные характеры. Несколько рассказов цикла «В расцве те лет» — «Зависть», «Не стыдитесь быть нежным!», «Современная робинзонада», «Грешник Акилов» — настраивают читате ля на размышления о любви, о парадок сах бытия, о смысле жизни... Конечно, пе ро юмориста, сатирика чувствуется и в этих новеллах. Но тона и краски повество ваний иные. Спокойнее, мягче, филосо фичнее. Среди рассказов лирического плана выделяется «Грешник Акилов» — весьма грустная новелла о запоздалой любви, о несбыточном счастье. Книгу Л. Треера завершает повесть в рассказах «Из жизни Дмитрия Сулина». Ра нее она публиковалась в периодике, была положительно оценена критикой как талант ливая сатира на современное мещанство. В частности критик Л. Якимова дала точную характеристику центральному персо нажу: «С почти протокольной обстоятель ностью воспроизводит писатель биографи ческие этапы своего героя, которые сла гаются в историю разрушения его челове ческого «я» под влиянием разного рода господствующих в обществе стереотипов и неспособности Сулина оказать им стойкое сопротивление... Был в конечном счете вы работан автоматизированный тип поведе ния, сформирован характер, лишенный вы страданных нравственных начал». (Якимо ва Л. П. Герой как личность в современной повести Сибири и некоторые вопросы ее жанровой модификации.— В КН.: «Развитие повествовательных жанров в литературе Сибири». Новосибирск, «Наука», 1980). Действительно автор не без сатириче ского преувеличения показывает, что судь ба Сулина во многом была «предопреде лена» мимозным родительским воспитани ем, усердием и хлопотами репетиторов, умеющих превратить «средника» в одарен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2