Сибирские огни, 1981, № 5
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 181 Так сам Вершина подводит итог своей жизни, считая в ней главным то, что «век свой землю пахал». Оттого-то так важны мысли старика о земле, что они выражают заветные кресть янские думы о хлебопашестве, о долге людей перед землей. Д ед Вершина в грустную минуту просит Байкалова: «...можа тебе когда-нибудь заделье найдется опять поехать к озеру, так прихвати меня. Охота ишо посмотреть на те поля, где мы с отцом пашню пахали. Молодость моя там оставлена... Посмот рю, да и не поеду больше. Хватит нам, старикам, путаться у молодых под ногами. Наше время прожито. Вон какие теперь машины по полю ходят — вся земля гу лом гудит. Не то, что мы, бывало, с со хой да бороной деревянной...» , Может показаться, что старик весь в прошлом, что он не чувствует «связи вре мен». На самом деле это не так. Д ед Вер шина, продолжая рассказ о давних годах, подчеркнет, что тогда «доброго мало ви дали, не то, что теперь. Копались, как черви в земле. Вот и манит на другую , не нашу, работу поглядеть. А хлеб-то нын че... С полос лезет! И государству хватит, и себе...» Старик, не забывая о прошлом, понимает значительность настоящего, то го, что происходит у него на глазах. Мог ли дед Вершина в молодости думать о го сударстве, о долге хлебороба перед ним? Сам того не замечая, он судит обо всем с позиций нашего времеіни. Если дед Вершина — представитель ста рого крестьянства, то его племянник, бри гадир трактористов Афанасий Вершинов, олицетворяет современного хлебороба. Афанасий близок старику Вершине не только по крови, но и по духу. Человек сильного характера, большого природного ума, добрый и отзывчивый, он унаследо вал от деда Вершины призвание к труду хлебороба и гордость делом , которому посвятил всю свою жизнь. Он убежден в нужности своего тр уда: «... надо мне зем лю пахать и хлеб на ней сеять... Через нее (МТС.— Ю . М .) и в люди вышел. В ней я научился на машинах работать, из нее в армию ушел, воевал и опять в свою МТС вернулся. А ведь можно было бы и не вернуться, остаться где-нибудь в теп лых местах. Места есть будь здоров ка- киеі Та же Украина, Кубань... Там и дров, сена не надо столько, и фрукты разные. Манили меня ребята, а я не остался. Как я останусь, когда у меня своя земля, своя родина есть. Здесь отец мой, дед и пра дед землю пахали, и дети мои должны на ней работать, сеять хлеб...» Любовь к земле, переполняющая душу Афанасия Вершинова, подкреплена могу чей техникой, послушной умным рукам механизатора. Ощущение своей силы и власти над полем еще больше укрепляет привязанность Афанасия к делу своей жизни. Михаил Рассказов множеством штрихов оттеняет непреходящую ценность труда хлебороба, напоминая, что стоит за каж дым выращенным и собранным колосом, какой огромный труд вложен в каждый кусочек хлеба. 6 Неотъемлемым художественным компо нентом прозы М. Рассказова стали пре красные пейзажи Сибири. Журналистка К. Кадочникова-Максимен ко вспоминает, что поведал ей М. А. По- луаршинов, приехавший работать из Ом ска в Фирстово, Посланника большого заводского коллектива встретил М. И. Рас сказов. «— Трое суток добирался до вас,— ус тало и растерянно сказал тогда Полуар- шинов. — Ну и что такого, что трое суток ехал? — гордо и сердито оборвал его Рас сказов и стал объяснять ему как школь н и к у:— Зато куда приехал-тоі Смотреть ведь надо! Тут у нас природа одна чего стоит... Выйдешь утречком к Аёву — и д у ша замрет... Уметь видеть надо нашу кра соту. Если увидел — значит, наш брат, си биряк, значит, настоящий». М. Рассказов «умел видеть красоту», он изображает природу как проникновенный мастер, влюбленный в нее. Поразительны его наблюдательность, его пристальное внимание к цветам и оттенкам, к шороху сухой листвы и шуршанию жнивья, к запа хам осеннего леса, талого снега или свѳ- жевспаханной земли. Сибирская природа живет, дышит на страницах книги, завора живая своим неотразимым обаянием. Герои, особенно близкие автору,—- ста рик Вершина, Байкалов, Афанасий Верши нов, Ю рин— раскрываются в отношении к природе. Существенные стороны их об лика не были бы высвечены с такой пол нотой, не будь сцен охоты Байкалова и Вершины, поездок Юрина, воспоминаний Афанасия о работе на пашне с отцом. И наоборот — многими штрихами подчер кивает писатель, что Бушкова, Прокопьева, Мелешко объединяет не только душевная ограниченность, но и эмоциональная глу хота к пленительной природе родного края. М. Рассказов часто рисует пейзаж так, что читатель понимает, глазами какого персонажа этот пейзаж увиден; легко уга дать и душевное состояние героя. Сказоч но-таинственным представляется утрен ний лес Байкалову, ему кажется, что нель зя нарушить «состояние неподвижности, тихого оцепенения»: ведь Байкалов впер вые оказался на охоте в тайге со стариком Вершиной. Увидим мы глазами Байкалова и ликующую природу, когда у него легко на сердце, и беспросветно-унылую, равно душную , когда судьба оборачивается к не му своей теневой стороной. Бесконечно изобретателен М. Рассказов в стремлении запечатлеть разнообразие и богатство красок на палитре осеннего леса, по которому бродят Байкалов и Людмила. «Они увидели желтое с оранжевым отли вом покрывало берез, беловатые на солн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2