Сибирские огни, 1981, № 5

180 ю . м о с т к о в Главный корень нам отыскать надо и им питаться». Вершина, опираясь на опыт хлебороба, крестьянина, не только видит путь подъе­ ма колхозного хозяйства, но и облекает свою мысль в афористическую форм у. Неграмотный, но мудрый старик сказал о том, что было затем реализовано в реше­ ниях партии. Есть в образе Вершины и краски траги­ ческие. Потрясает эпизод поминок: «Десять лет сегодня сравнялось, как последнего сына ухлопали»,— говорит старик Байкалову. «— Пятерых сынов мы с баушкой вы­ растили, на службу отправили, а старость коротать пришлось вдвоемл. А сыновья-то какие б ы л и і— старик помахал твердо сжа­ тым кулаком.— Лоб в лоб! Первым из них младшего, Леонку, ухряпали. Ну, с этого и началось... Потом принесли второй кви­ ток, третий, четвертый... и пятый. Как сго­ ворились! Было бы у нас десять сыно­ в е й— и десять квитков принесли бы, на­ верное... Смел я эти квитки с божницы, поизсрвал их в мелкую пыль и забросил в печку. После этого с неделю не ел, во рту было горько. А сердце задубело — ни говорить, ни думать нельзя. На белый свет смотреть было неохота...» И тут же старик задумчиво добавляет: «Нет, а все же хлюпкий теперь народ пошел — не та­ кой, как раньше... В старые годы Илья М у­ ромец один вон сколько врагов побивал! Без всяких иропланов...» Напрасно будет Байкалов объяснять Вершине, что Ильи Муромца на самом д е­ ле не было — старика переубедить невоз­ можно. Выступает Вершина в еще одном лице — представителя народной мудрости, народ­ ной философии; это грань его личности обрисована автором так же просто и убе­ дительно, как другие его качества. Возвращаясь со стариком с охоты, Бай- калов выстрелил в дрозда. Вершина иск­ ренне скорбит об убитой птице. «— На то и охота,— оправдывается Бай- калов. — Охота — это не то, что убивать всех подряд». Пытаясь разобраться в мыслях старика, Байкалов спрашивает: «— Как же так, давно ли ты говорил, что белый свет человеку на волю дан, что каждый человек — гость на земле, и пока он живет, он вправе делать, что ему взду­ мается, и осуждать его за это нельзя. А я вот убил дрозда, и ты меня за это осуж ­ даешь? — А ты не вреди другим — и осуждать тебя никто не будет. Делай, что хочешь, но только не во вред другим. Ясно? — А кому я навредил? Кто пострадал от того, что одним дроздом стало мень­ ше? — Как это — кто? А сам дрозд? Нешто он не пострадал от тебя безвинно? Зачем ты его жизни лишил? Ради баловства?» Напрасны попытки Байкалова оправдать­ ся тем, что этого дрозда мог уничтожить ястреб. '«Ястреб умнее тебя, выходит,— возра­ жает старик.— Он бы сам наелся и ребя­ тишек, семейство свое, напитал. А ты для чего?» Последний довод Байкалова — «Какой прок от ястреба? Кому нужно его семей­ ство?»— старик опровергает так же легко,- «— Это мы с тобой так мыслим, пото­ му, что мы смотрим на все со своей поль­ зы. А ястреб смотрит на все со своей пользы, и потому делает иначе. Все, что есть на земле, должно жить. А все, что Живет, что-то уничтожает ради своей поль­ зы. Но ради своей пользы, а не ради ба­ ловства. И потому все живое мыслит по- своему, а не как мы с тобой. Так-то вот, друг-товарищ ...» Вершина разворачивает стройную фило­ софскую систему — и хотя в ней далеко не все облечено в строгие научные ф ор­ мулировки, ее мудрость очевидна. В этой позиции — и выражение народной добро­ ты, и забота о том , чтобы не скудела при­ рода, и свойственная сердечному челове­ ку жалость ко всему, что живет и раду­ ется жизни. Д ед Вершина слыхом не слыхал об ох­ ране окружающей среды , но душой и сердцем постиг истину — «все, что есть на земле, должно жить». Так раскрывается старик Вершина в его философских взгля­ д а х — да не покажется эта серьезная ф р а­ за комичной по отношению к человеку, не знающему слова «философия». Но ведь важна суть, а не внешние признаки. Не верящий ни в бога, ни в черта, Вер­ шина при случае любит рассказать о том, что Михайла-архангел — «пьяница вечный. Ему только бы по кабакам губы вытяги­ вать», что «Иоргий-победоносец опять же драчун, вечно со своим копьем не рас­ стается. Того и гляди глаза повыколет. Илья-пророк? Этот заполошный и даж е, можно сказать, дурной. В самый разгар покоса возню на небе устроит, пьяный на колеснице с бабами шарится, пугает на­ род». Таким, думающим о жизни на земле, а не на небесах, остается Вершина до по­ следнего часа. Неверующий, он говорит Байкалову перед смертью : «Вот заявлюсь я на тот свет, встану перед осподом-бо- гом, и зачнет он с меня допросы сымать. «Ну, скажет, раб Дорофей, кайся: грешен ли ты?» И старик с готовностью признается, в чем грешен: вино пил, с бабами путался, в карты играл, в церкву ходил раз в год, не больше, да и в год-то раз только за­ утреню выстаивал. Еще песни любил рас­ певать, «И с горя пою и с радостей пою. Пьяный ли, трезвый ли — все равно пою. Душа моя — песня». «А не грешен я в том, осподи,— про­ должает старик,— что отродясь не м ухле­ вал, честным трудом своим нажитый кусо­ чек хлебушка в рот себе клал. И этим же кусочком с мелкими сиротами, с нищими всякими, с беглыми каторжными людьми делился. Вот в чем я не грешен. Век свой землю пахал, трудами праведными добы­ вал себе пропитание...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2