Сибирские огни, 1981, № 5
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМ ЛЕ 179 вый оказенить любое живое дело. Его косноязычная речь, до предела напыщен ная и до предела неграмотная, прекрасно рисует самого Мелешко. Таков Чесноков, готовый весь мир вы строить по ранжиру, в соответствии с соб ственными взглядами и вкусами. Таков Кузьма Прокопьев, считающий для себя унизительным учиться и уверен ный, что пожизненно останется руководя щим работником на основании старых за слуг. Так замыкается порочный круг — ероши- ны порождают бушковых и сами оказыва ются в плену ими же созданных обстоя тельств. Никодим Яковлевич Брошин, все более подменяя убеждение криком и принужде нием, в результате становится жертвой им же насаждаемых «волевых методов», по том у что уже не может научиться руково дить по-новому. 5 В круге проблем, близких М. Рассказо ву, есть одна, занимающая центральное место и определяющая многое в оценках и выводах автора дилогии «Страницы жиз ни». Это — раздумье о человеке на зем ле. Мысли о долге человека перед землей, перед природой, размышления о том, что такое крестьянин, потому что человек на земле и является крестьянином,— всегда волновали Михаила Рассказова. Как ни впечатляют многие образы геро ев дилогии, образ старика Дорофея Вер шины все критики — и, дум ается, все чи татели тоже — поставили на первое место по глубине и силе изображения, по психо логической достоверности, по философ ской значительности. В галерее стариков, достаточно широко представленных в самых различных про изведениях о деревне, дед Вершина из дилогии М. Рассказова не имеет двойни ков и копий. Самой большой удачей писателя Вер шина стал не только потому, что ориги нален его характер, изображенный много гранно и ярко, не только потому, что не повторимы его жизненный путь и опыт, но и потому, что образом старика М. Рас сказов во многом отвечает на вопро сы, связанные с проблематикой его дило гии. Обычно каждый образ создается худож ником в тональности, соответствующей ха рактеру образа. Для Вершины М. Расска зову потребовалась целая гамма самых разнообразных красок — от комедийных, брызжущих жизнелюбием и весельем, до драматических и трагических. Образ Вершины углубляется от эпизода к эпизоду. Лихой, сильный, неугомонный песенник, отважный — таким мы увидим его в рассказах-воспоминаниях о молодых днях. Обессиленный годами, но никогда не жалующийся на судьбу,— в свои по- 12 * следние дни, бесстрашно встречающий закат жизни. Наивный и мудрый, беззабот ный и напряженно думающий, неунываю щий и глубоко чувствующий — каким чу дом эти противоположные качества слил автор в одном достоверном характере? Наивность старика очевидна — ведь он вполне серьезно убеждает Байкалова, что Октябрьскую революцию «надумали сде лать осенью, когда у народа всего в запа се полно...» «— Нет, Петрович, не так. Тут причины другие. Условия так сложились... — Условия...— Старик всем видом своим показывал, что собеседник говорит совер шенную чушь.— Нет, парень-товарищ, тут не условия определяли, а умные головы. Это все Владимиром Ильичем придумано. Подумал он, подумал промеж себя и го ворит своим товарищам: «Когда народу легче всего праздник гулять? Осенью? Вот и давайте Октябрьскую будем делать осенью». Так и сотворили. А ты — усло вия...» Комедийная сцена проникнута непод дельной теплотой, и простодушные умо заключения старика рождают сердечное расположение к нему и добрую улыбку. Другим оказывается Вершина на колхоз ном собрании. Именно он произносит при говор «отчетному докладу» Бушкова: «— Молебна спета, а толку нету... Неп- чем нам тут калякать. За нас все будет сказано. — Да как это, слушай, «непчем»? Мы же колхозникиі Год робили, концы-то в кон ц а х!— закипел Бушков. — А об чем нам тут толковать? — не возмутимо продолжал старик.— Планы нам преподнесут, и нас не спросят, в согласьи мы это сделать или нет. У товарища Еро- шина это все, видать, записано, и он ска жет. Мытыес машины пошлет. У них тоже все опланировано. А нам что остается? Посидеть, послушать и разойтись по до мам чай пить...» Вершина нащупал причину равнодушия колхозников на собрании. Природный ум, живая сметка открывают ему то, чего не понимает «ответственный» Бушков. Старик растолковывает Бушкову: «— Ты вот вычитал в тетрадке, сколько мы натуроплаты сделали, а то не подумал, что без этого нельзя. Это восударство взя ло за свой труд. Потому как восударство нам пашет, восударство нам сеет, восу- дарство хлеб убирает и всякие другие ра боты делает. Оно и должно получить за свой труд, что полагается... Если по-доб- рому-то разобраться, то нас и вовсе не за что хлебом кормить. За нас все делает восударство. А мы в мелкой прислуге у машин состоим...» Ход событий, как мы знаем, подтвердил впоследствии прДвоту Вершины, верность его оценок. На этом же собрании старик вступает в спор с самим Брошиным. И каж дым своим словом Вершина попадает в цель: «— Непутевое это дело кролики, вот что! Не надо нам браться за сорок работ, а найти одну главную работу и этим жить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2