Сибирские огни, 1981, № 5

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМ ЛЕ 179 вый оказенить любое живое дело. Его косноязычная речь, до предела напыщен­ ная и до предела неграмотная, прекрасно рисует самого Мелешко. Таков Чесноков, готовый весь мир вы­ строить по ранжиру, в соответствии с соб­ ственными взглядами и вкусами. Таков Кузьма Прокопьев, считающий для себя унизительным учиться и уверен­ ный, что пожизненно останется руководя­ щим работником на основании старых за­ слуг. Так замыкается порочный круг — ероши- ны порождают бушковых и сами оказыва­ ются в плену ими же созданных обстоя­ тельств. Никодим Яковлевич Брошин, все более подменяя убеждение криком и принужде­ нием, в результате становится жертвой им же насаждаемых «волевых методов», по­ том у что уже не может научиться руково­ дить по-новому. 5 В круге проблем, близких М. Рассказо­ ву, есть одна, занимающая центральное место и определяющая многое в оценках и выводах автора дилогии «Страницы жиз­ ни». Это — раздумье о человеке на зем­ ле. Мысли о долге человека перед землей, перед природой, размышления о том, что такое крестьянин, потому что человек на земле и является крестьянином,— всегда волновали Михаила Рассказова. Как ни впечатляют многие образы геро­ ев дилогии, образ старика Дорофея Вер­ шины все критики — и, дум ается, все чи­ татели тоже — поставили на первое место по глубине и силе изображения, по психо­ логической достоверности, по философ ­ ской значительности. В галерее стариков, достаточно широко представленных в самых различных про­ изведениях о деревне, дед Вершина из дилогии М. Рассказова не имеет двойни­ ков и копий. Самой большой удачей писателя Вер­ шина стал не только потому, что ориги­ нален его характер, изображенный много­ гранно и ярко, не только потому, что не­ повторимы его жизненный путь и опыт, но и потому, что образом старика М. Рас­ сказов во многом отвечает на вопро­ сы, связанные с проблематикой его дило­ гии. Обычно каждый образ создается худож ­ ником в тональности, соответствующей ха­ рактеру образа. Для Вершины М. Расска­ зову потребовалась целая гамма самых разнообразных красок — от комедийных, брызжущих жизнелюбием и весельем, до драматических и трагических. Образ Вершины углубляется от эпизода к эпизоду. Лихой, сильный, неугомонный песенник, отважный — таким мы увидим его в рассказах-воспоминаниях о молодых днях. Обессиленный годами, но никогда не жалующийся на судьбу,— в свои по- 12 * следние дни, бесстрашно встречающий закат жизни. Наивный и мудрый, беззабот­ ный и напряженно думающий, неунываю­ щий и глубоко чувствующий — каким чу­ дом эти противоположные качества слил автор в одном достоверном характере? Наивность старика очевидна — ведь он вполне серьезно убеждает Байкалова, что Октябрьскую революцию «надумали сде­ лать осенью, когда у народа всего в запа­ се полно...» «— Нет, Петрович, не так. Тут причины другие. Условия так сложились... — Условия...— Старик всем видом своим показывал, что собеседник говорит совер­ шенную чушь.— Нет, парень-товарищ, тут не условия определяли, а умные головы. Это все Владимиром Ильичем придумано. Подумал он, подумал промеж себя и го­ ворит своим товарищам: «Когда народу легче всего праздник гулять? Осенью? Вот и давайте Октябрьскую будем делать осенью». Так и сотворили. А ты — усло­ вия...» Комедийная сцена проникнута непод­ дельной теплотой, и простодушные умо­ заключения старика рождают сердечное расположение к нему и добрую улыбку. Другим оказывается Вершина на колхоз­ ном собрании. Именно он произносит при­ говор «отчетному докладу» Бушкова: «— Молебна спета, а толку нету... Неп- чем нам тут калякать. За нас все будет сказано. — Да как это, слушай, «непчем»? Мы же колхозникиі Год робили, концы-то в кон­ ц а х!— закипел Бушков. — А об чем нам тут толковать? — не­ возмутимо продолжал старик.— Планы нам преподнесут, и нас не спросят, в согласьи мы это сделать или нет. У товарища Еро- шина это все, видать, записано, и он ска­ жет. Мытыес машины пошлет. У них тоже все опланировано. А нам что остается? Посидеть, послушать и разойтись по до­ мам чай пить...» Вершина нащупал причину равнодушия колхозников на собрании. Природный ум, живая сметка открывают ему то, чего не понимает «ответственный» Бушков. Старик растолковывает Бушкову: «— Ты вот вычитал в тетрадке, сколько мы натуроплаты сделали, а то не подумал, что без этого нельзя. Это восударство взя­ ло за свой труд. Потому как восударство нам пашет, восударство нам сеет, восу- дарство хлеб убирает и всякие другие ра­ боты делает. Оно и должно получить за свой труд, что полагается... Если по-доб- рому-то разобраться, то нас и вовсе не за что хлебом кормить. За нас все делает восударство. А мы в мелкой прислуге у машин состоим...» Ход событий, как мы знаем, подтвердил впоследствии прДвоту Вершины, верность его оценок. На этом же собрании старик вступает в спор с самим Брошиным. И каж­ дым своим словом Вершина попадает в цель: «— Непутевое это дело кролики, вот что! Не надо нам браться за сорок работ, а найти одну главную работу и этим жить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2