Сибирские огни, 1981, № 5
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 177 Не столь уж давно опытный читатель «производственного» романа мог заранее предсказать характер спора между «кон серватором» и «новатором», причем тай ной за семью печатями оказывалось, в силу каких объективных закономерностей сфор мировался консерватор или новатор, какие социальные факторы обусловили этот про цесс. Проще сказать, «новатор» и «кон серватор» в таких произведениях были не столько живыми людьми, сколько услов ными фигурами, если угодно, актерскими амплуа, подобно амплуа первого любов ника, благородного отца и т. п. М. Рассказов, прослеживая истоки конф ликта между Ерошиным и Байкаловым, ни на минуту не допускает мысли, что Еро- шия совершает нелепые шаги потому, что он глуп, либо карьерист, либо не дорожит порученным ему делом. Даже возражаю щий Ерошину Байкалов не раз сомнева ется в своей правоте и порой готов идти за Ерошиным, умным, напористым, воле вым. Ведь Ерошин умеет взять на себя груз ответственности (вспомним, что к не му обратился за поддержкой Байкалов, когда дожди во время уборки залили все кругом ), он знает, как убедить людей, он хороший оратор, владеющий разящей иро нией, сарказмом. Возмущенный тем, что в рабочее время колхозники получают на туроплату, Ерошин сердито выговаривает Байкалову: «Вы не туда идете, Байкалов. О смотритесь. Я считаю, вам достаточно делалось замечаний. Безумству храбрых поем мы песню. Но сколько можно безум ствовать? И сколько можно петь, поощряя безумство?» Согласитесь, что это — речь человека, чувствующего вкус слова, ум е ющего заставить других подчиняться. Еро шин по-своему масштабен, искренне боле ет за район. И если он ошибается,— а М. Рассказов убедительно изображает его ошибки,— то не потому, что в романе нельзя обойтись без амплуа «консервато ра», а потому, что решения Ерошина пре допределяю тся его характером, сформи ровавшимся в силу конкретных условий именно таким. О чем же спорят между собой Байкалов и Ерошин? Ерошин доказывает, что «главная забота должна быть прежде всего о человечест ве в целом, а не о человеке в частности», Байкалов же уверен, что «человечество полюбить проще... А вот как полюбить Якова Харченко со всеми его грехами? Как помочь ему избавиться от этих гре хов?» Сегодня мы знаем ответ на этот во прос,— и согласимся с Байкаловым, кото рый видит тесную связь между любовью к человеку и любовью к человечеству. После собрания в колхозе, где Ерошин призывал увеличить за год поголовье ро гатого скота в полтора раза, Байкалов, ос тавшись с Ерошиным наедине, говорит: «— Никодим Яковлевич, а я все же не согласен с вашими контрольными цифра ми. Увеличить все, как вы говорите, в пол тора-два раза за одно, по сущ еству, лето невозможно. Вы прекрасно знаете, как мало людей в колхозах. 12 Сибирские огни № 5 — Вы не о том дум аете, Байкалов,— поморщился Ерошин.— Вам следует поду мать о том, как реализовать эти цифры, а не о том, как их провалить». Случаен ли этот спор? Конечно, нет. На пленуме райкома партии Байкалов предлагает производственный план, кото рый Ерошин считает заниженным. «— Но это же — реальный план, не вы дум ка. — А он нас не устраиваеті — повысил голос Ерошин». Так проясняется главная черта Ероши- на — он сторонник так называемых «воле вых методов» и уверен, что объективные условия — дело второстепенное, что все зависит от личности руководителя. Жизнь не раз давала Ерошину возмож ность убедиться в бесперспективности «во, левого» руководства, но он этими воз можностями не воспользовался. Его идеи разведения то кроликов, то пчел, то уток терпели крах. Овес, который он, вопреки мнению агронома, запретил косить на си лос, погиб, а Ерошин оставался таким же «несгибаемым». Ратуя за любовь ко всему человечеству, он убеждает Байкаловд, что во время се ва «у вас кнут должен быть в руках». «— На кнуте далеко не уедеш ь,— воз ражает Байкалов.— У каждого прежде все го должно быть сознание». Ерошин подводит итог разговору весьма лаконично: «Вот это ваша главная ошибка, Байкалов». Ерошин твердо уверен: «Рановато еще доверять людям — не доросли они до это го... Всякий успех зависит от воли руково дителя». М. Рассказов не только смотрит на Еро- шина «со стороны», но и открывает нам его заботы и мысли от первого лица. Ни кодим Яковлевич чувствует, что многое кругом изменилось, но не может объяс нить причин этого. «Почему труднее стало работать?.. Если Прокопьеву было доста точно сказать два-три слова по телефону, то на Байкалова нужно потратить два-три часа. Да и разговор часто не обходится без споров... Да и вообще на собраниях и совещаниях реже стало слышаться: «Вот Никодим Яковлевич правильно сказал...», «Вот Никодим Яковлевич совершенно пра вильно отметил...» Это, конечно,, мелочи, но и мелочи могут о многом говорить. Не замечать их нельзя. Руководитель конча ется там, где кончается его личный авто ритет». Как-то Ерошин в шутку предложил рай- комовскому шоферу «поменяться должно стями». Тот отказался. «— Что, не надеешься на себя? Боишь ся, что не потянешь? — рассмеялся Еро шин. — Нет, я-тр немного потяну... А вы на моей должности и дня не пробудете. Вы машину водить не умеете, и у вас прав на это нету. — По-твоему, выходит, район с сотнями машин легче вести, чем одну машину? — спросил Ерошин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2