Сибирские огни, 1981, № 5

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 177 Не столь уж давно опытный читатель «производственного» романа мог заранее предсказать характер спора между «кон­ серватором» и «новатором», причем тай­ ной за семью печатями оказывалось, в силу каких объективных закономерностей сфор­ мировался консерватор или новатор, какие социальные факторы обусловили этот про­ цесс. Проще сказать, «новатор» и «кон­ серватор» в таких произведениях были не столько живыми людьми, сколько услов­ ными фигурами, если угодно, актерскими амплуа, подобно амплуа первого любов­ ника, благородного отца и т. п. М. Рассказов, прослеживая истоки конф­ ликта между Ерошиным и Байкаловым, ни на минуту не допускает мысли, что Еро- шия совершает нелепые шаги потому, что он глуп, либо карьерист, либо не дорожит порученным ему делом. Даже возражаю­ щий Ерошину Байкалов не раз сомнева­ ется в своей правоте и порой готов идти за Ерошиным, умным, напористым, воле­ вым. Ведь Ерошин умеет взять на себя груз ответственности (вспомним, что к не­ му обратился за поддержкой Байкалов, когда дожди во время уборки залили все кругом ), он знает, как убедить людей, он хороший оратор, владеющий разящей иро­ нией, сарказмом. Возмущенный тем, что в рабочее время колхозники получают на­ туроплату, Ерошин сердито выговаривает Байкалову: «Вы не туда идете, Байкалов. О смотритесь. Я считаю, вам достаточно делалось замечаний. Безумству храбрых поем мы песню. Но сколько можно безум ­ ствовать? И сколько можно петь, поощряя безумство?» Согласитесь, что это — речь человека, чувствующего вкус слова, ум е­ ющего заставить других подчиняться. Еро­ шин по-своему масштабен, искренне боле­ ет за район. И если он ошибается,— а М. Рассказов убедительно изображает его ошибки,— то не потому, что в романе нельзя обойтись без амплуа «консервато­ ра», а потому, что решения Ерошина пре­ допределяю тся его характером, сформи­ ровавшимся в силу конкретных условий именно таким. О чем же спорят между собой Байкалов и Ерошин? Ерошин доказывает, что «главная забота должна быть прежде всего о человечест­ ве в целом, а не о человеке в частности», Байкалов же уверен, что «человечество полюбить проще... А вот как полюбить Якова Харченко со всеми его грехами? Как помочь ему избавиться от этих гре­ хов?» Сегодня мы знаем ответ на этот во­ прос,— и согласимся с Байкаловым, кото­ рый видит тесную связь между любовью к человеку и любовью к человечеству. После собрания в колхозе, где Ерошин призывал увеличить за год поголовье ро­ гатого скота в полтора раза, Байкалов, ос­ тавшись с Ерошиным наедине, говорит: «— Никодим Яковлевич, а я все же не согласен с вашими контрольными цифра­ ми. Увеличить все, как вы говорите, в пол­ тора-два раза за одно, по сущ еству, лето невозможно. Вы прекрасно знаете, как мало людей в колхозах. 12 Сибирские огни № 5 — Вы не о том дум аете, Байкалов,— поморщился Ерошин.— Вам следует поду­ мать о том, как реализовать эти цифры, а не о том, как их провалить». Случаен ли этот спор? Конечно, нет. На пленуме райкома партии Байкалов предлагает производственный план, кото­ рый Ерошин считает заниженным. «— Но это же — реальный план, не вы­ дум ка. — А он нас не устраиваеті — повысил голос Ерошин». Так проясняется главная черта Ероши- на — он сторонник так называемых «воле­ вых методов» и уверен, что объективные условия — дело второстепенное, что все зависит от личности руководителя. Жизнь не раз давала Ерошину возмож­ ность убедиться в бесперспективности «во, левого» руководства, но он этими воз­ можностями не воспользовался. Его идеи разведения то кроликов, то пчел, то уток терпели крах. Овес, который он, вопреки мнению агронома, запретил косить на си­ лос, погиб, а Ерошин оставался таким же «несгибаемым». Ратуя за любовь ко всему человечеству, он убеждает Байкаловд, что во время се­ ва «у вас кнут должен быть в руках». «— На кнуте далеко не уедеш ь,— воз­ ражает Байкалов.— У каждого прежде все­ го должно быть сознание». Ерошин подводит итог разговору весьма лаконично: «Вот это ваша главная ошибка, Байкалов». Ерошин твердо уверен: «Рановато еще доверять людям — не доросли они до это­ го... Всякий успех зависит от воли руково­ дителя». М. Рассказов не только смотрит на Еро- шина «со стороны», но и открывает нам его заботы и мысли от первого лица. Ни­ кодим Яковлевич чувствует, что многое кругом изменилось, но не может объяс­ нить причин этого. «Почему труднее стало работать?.. Если Прокопьеву было доста­ точно сказать два-три слова по телефону, то на Байкалова нужно потратить два-три часа. Да и разговор часто не обходится без споров... Да и вообще на собраниях и совещаниях реже стало слышаться: «Вот Никодим Яковлевич правильно сказал...», «Вот Никодим Яковлевич совершенно пра­ вильно отметил...» Это, конечно,, мелочи, но и мелочи могут о многом говорить. Не замечать их нельзя. Руководитель конча­ ется там, где кончается его личный авто­ ритет». Как-то Ерошин в шутку предложил рай- комовскому шоферу «поменяться должно­ стями». Тот отказался. «— Что, не надеешься на себя? Боишь­ ся, что не потянешь? — рассмеялся Еро­ шин. — Нет, я-тр немного потяну... А вы на моей должности и дня не пробудете. Вы машину водить не умеете, и у вас прав на это нету. — По-твоему, выходит, район с сотнями машин легче вести, чем одну машину? — спросил Ерошин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2