Сибирские огни, 1981, № 5

176 Ю. МОСТКОВ Впрочем, попытаюсь быть точным до конца: разве только прошлому принадле­ жат вопросы о стирании граней между городом и селом, об отношении человека к своему д ел у, о долге перед природой, перед землей, о смысле жизни каждого из нас? Наконец, решены ли все проблемы ру­ ководства такой сложной областью чело­ веческой деятельности, как сельское хо­ зяйство? і Конечно, эти вопросы волнуют нас и се­ годня, и на многие из них может помочь ответить умное и взволнованное произве­ дение М. Рассказова, всю свою жизнь, как подтверждает его творчество, напряженно и плодотворно размышлявшего именно об этом, проверявшего свои размышления не только наблюдением окружающей его дей­ ствительности, но и практической деятель­ ности на земле, на хлебном поле. Подчас возникают споры при оценке прошлого и настоящего села. Одни склон­ ны видеть в приметах уходящей и ушед­ шей старины невозместимую потерю. Д р у­ гие начисто отвергают даже мысль о том, что в опыте давно минувших дней можно найти крупицы ценного и поучительного. Михаил Рассказов прямо не вступает в эти споры, но всем ходом изображенных им событий вмешивается в дискуссию , причем вмешивается с весомыми аргумен­ тами, отметая крайности. Должно быть, сторонники идиллических взглядов на йельскую старину не пройдут мимо вос­ поминаний Чеснокова. «— Вспомните-ка единоличную жисьі — говорит Чесноков Байкалову.— Вы, правда, молодой и плохо ее помните... А я эту ста­ рую жиеь хорошо знаю. Испокон у нас люди хлебом бедствовали. Это уже из тех только, кто жил побогаче, имели свой хлеб круглый год. А большинство за ним в степь ездило. Как, бывало, наступит ма­ тушка-зима, запрягает мужик лошаденку, нагрузит на дровни лесу или там плах — кто чего — и отправляется в степь за хле­ бом. У степных мужиков хлеб был, а лесу не было. Этим и пользовался наш брат. Так и жили...» И в то же время автор далек от огуль­ ного очернения прошлого. Стоит лишь вглядеться в картины, которые оживают в воспоминаниях деда Вершины, чтобы уви­ деть, какие самобытные, яркие, сильные характеры давала сибирская деревня даже в самые тяжелые времена. Один из героев повествования, Иван Иванович Ш топоров, в далеком 1901 году вместе с отцом переселившийся в Сибирь из Рязанской губернии, делится впечатле­ ниями о своей молодости, во многом д о ­ полняющими рассказы Чеснокова и стари­ ка Вершины. Подчас еще встречаются наивные попыт­ ки объяснить ту или иную черту в челове­ ке его пропиской — деревенской или го­ родской, порой можно услышать споры на тему «что лучше» — город или деревня. Михаил Рассказов занимает единственно правильную позицию в этом вопросе, по­ казывая, что все определяется не местом проживания, а позицией человека, его от­ ношением к жизни, к тр уд у, к своему дол­ гу перед людьми. На первый взгляд, только комичным вы­ глядит эпизод с лиственницей, которую посланец города токарь Андреев спилил на дрова, решив, что это сухое дерево, раз осыпалась хвоя. В другом эпизоде он мучается, не умея забить колья в землю. Афанасий Вершинов с присущей ему кре­ стьянской сноровкой показывает' Андрее­ ву, как нужно действовать, объясняет суть промахов. В итоге для горожанина, при­ ехавшего а село, трудное становится про­ стым и легким. Многое получают и жители села, ис­ пользуя опыт, горожан. Не только машины идут из города на колхозные поля. Аф а­ насий Вершинов хочет, чтобы его жена Александра научилась «стряпать по-город­ ском у, а не просто варить бурдомагу». Сельские дома обставляются удобной го­ родской мебелью , Любка Штопорова едет учиться в институт, чтобы вернуться в се­ ло специалистом; наконец город посылает в село Байкалова, Андреева, которые по­ могают поднимать сельское хозяйство. Так убедительно воплощает писатель мысль, что и горожан, и жителей села обогащает совместный труд на полях, у машин. Вер­ на, исторически оправданна, перспективна его позиция; Михаил Рассказов решитель­ но отвергает дилемму «город или дерев­ ня», повышая плодотворную и насущную необходимость союза социалистического города и социалистического села, их тес­ ного сотрудничества. Многие эпизоды кни­ ги ярко, убедительно подтверждаю т этот взгляд. Но М. Рассказов далек от попыток рисо­ вать сложную действительность современ­ ной деревни одной лишь розовой краской. Он хорошо видит и убедительно доказы ­ вает, что жизнь редко дает однозначные ответы. Приехавший на работу в МТС из города инженер Марков оказался бездельником и незнайкой; Бѳйкалов и работники МТС без сожаления расстались с ним, а сам Марков был рад 'вернуться к привычной город­ ской жизни. Токарь Андреев, нашедший свое место в коллективе МТС, тоскует по заводу, к которому привык; он возвращается в го­ род, оставив в Корнееве ставшую для не­ го дорогой Катьку Стрельникову. Она не­ утешна в своем горе — для нее жизнь без Андреева потеряла смысл. Катька так объ­ ясняет Юрину свою беду: «Город оказал­ ся нашим разлучником... Петр Иванович в деревне не может жить, в город рвется, поскольку он тамошний родчий. А я в го­ роде не могу, деревню мне надо. Вот от­ чего у нас и разлука получилась...» Проблемы, поставленные временем, М. Рассказов раскрывает через человече­ ские судьбы, через думы , страсти, столк­ новения своих героев. Одним из конфлик­ тов, которые проходят через оба романа, оказался долгий спор Байкалова с Нико­ димом Брошиным, первым секретарем райкома.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2