Сибирские огни, 1981, № 5
176 Ю. МОСТКОВ Впрочем, попытаюсь быть точным до конца: разве только прошлому принадле жат вопросы о стирании граней между городом и селом, об отношении человека к своему д ел у, о долге перед природой, перед землей, о смысле жизни каждого из нас? Наконец, решены ли все проблемы ру ководства такой сложной областью чело веческой деятельности, как сельское хо зяйство? і Конечно, эти вопросы волнуют нас и се годня, и на многие из них может помочь ответить умное и взволнованное произве дение М. Рассказова, всю свою жизнь, как подтверждает его творчество, напряженно и плодотворно размышлявшего именно об этом, проверявшего свои размышления не только наблюдением окружающей его дей ствительности, но и практической деятель ности на земле, на хлебном поле. Подчас возникают споры при оценке прошлого и настоящего села. Одни склон ны видеть в приметах уходящей и ушед шей старины невозместимую потерю. Д р у гие начисто отвергают даже мысль о том, что в опыте давно минувших дней можно найти крупицы ценного и поучительного. Михаил Рассказов прямо не вступает в эти споры, но всем ходом изображенных им событий вмешивается в дискуссию , причем вмешивается с весомыми аргумен тами, отметая крайности. Должно быть, сторонники идиллических взглядов на йельскую старину не пройдут мимо вос поминаний Чеснокова. «— Вспомните-ка единоличную жисьі — говорит Чесноков Байкалову.— Вы, правда, молодой и плохо ее помните... А я эту ста рую жиеь хорошо знаю. Испокон у нас люди хлебом бедствовали. Это уже из тех только, кто жил побогаче, имели свой хлеб круглый год. А большинство за ним в степь ездило. Как, бывало, наступит ма тушка-зима, запрягает мужик лошаденку, нагрузит на дровни лесу или там плах — кто чего — и отправляется в степь за хле бом. У степных мужиков хлеб был, а лесу не было. Этим и пользовался наш брат. Так и жили...» И в то же время автор далек от огуль ного очернения прошлого. Стоит лишь вглядеться в картины, которые оживают в воспоминаниях деда Вершины, чтобы уви деть, какие самобытные, яркие, сильные характеры давала сибирская деревня даже в самые тяжелые времена. Один из героев повествования, Иван Иванович Ш топоров, в далеком 1901 году вместе с отцом переселившийся в Сибирь из Рязанской губернии, делится впечатле ниями о своей молодости, во многом д о полняющими рассказы Чеснокова и стари ка Вершины. Подчас еще встречаются наивные попыт ки объяснить ту или иную черту в челове ке его пропиской — деревенской или го родской, порой можно услышать споры на тему «что лучше» — город или деревня. Михаил Рассказов занимает единственно правильную позицию в этом вопросе, по казывая, что все определяется не местом проживания, а позицией человека, его от ношением к жизни, к тр уд у, к своему дол гу перед людьми. На первый взгляд, только комичным вы глядит эпизод с лиственницей, которую посланец города токарь Андреев спилил на дрова, решив, что это сухое дерево, раз осыпалась хвоя. В другом эпизоде он мучается, не умея забить колья в землю. Афанасий Вершинов с присущей ему кре стьянской сноровкой показывает' Андрее ву, как нужно действовать, объясняет суть промахов. В итоге для горожанина, при ехавшего а село, трудное становится про стым и легким. Многое получают и жители села, ис пользуя опыт, горожан. Не только машины идут из города на колхозные поля. Аф а насий Вершинов хочет, чтобы его жена Александра научилась «стряпать по-город ском у, а не просто варить бурдомагу». Сельские дома обставляются удобной го родской мебелью , Любка Штопорова едет учиться в институт, чтобы вернуться в се ло специалистом; наконец город посылает в село Байкалова, Андреева, которые по могают поднимать сельское хозяйство. Так убедительно воплощает писатель мысль, что и горожан, и жителей села обогащает совместный труд на полях, у машин. Вер на, исторически оправданна, перспективна его позиция; Михаил Рассказов решитель но отвергает дилемму «город или дерев ня», повышая плодотворную и насущную необходимость союза социалистического города и социалистического села, их тес ного сотрудничества. Многие эпизоды кни ги ярко, убедительно подтверждаю т этот взгляд. Но М. Рассказов далек от попыток рисо вать сложную действительность современ ной деревни одной лишь розовой краской. Он хорошо видит и убедительно доказы вает, что жизнь редко дает однозначные ответы. Приехавший на работу в МТС из города инженер Марков оказался бездельником и незнайкой; Бѳйкалов и работники МТС без сожаления расстались с ним, а сам Марков был рад 'вернуться к привычной город ской жизни. Токарь Андреев, нашедший свое место в коллективе МТС, тоскует по заводу, к которому привык; он возвращается в го род, оставив в Корнееве ставшую для не го дорогой Катьку Стрельникову. Она не утешна в своем горе — для нее жизнь без Андреева потеряла смысл. Катька так объ ясняет Юрину свою беду: «Город оказал ся нашим разлучником... Петр Иванович в деревне не может жить, в город рвется, поскольку он тамошний родчий. А я в го роде не могу, деревню мне надо. Вот от чего у нас и разлука получилась...» Проблемы, поставленные временем, М. Рассказов раскрывает через человече ские судьбы, через думы , страсти, столк новения своих героев. Одним из конфлик тов, которые проходят через оба романа, оказался долгий спор Байкалова с Нико димом Брошиным, первым секретарем райкома.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2