Сибирские огни, 1981, № 5
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 175 вогу — куда же назначат? Ведь он привык быть «номенклатурным работником», и как бы плохо ни шли у него дела, ему всегда предлагали новый ответственный пост. Но и здесь не ставит точки писатель. Еще распивая водку с Харченко, Прокопь ев вспоминал свои «мытарства по трактор ным бригадам, ночевки в поле в тесных и холодных вагончиках, а иногда и просто на дороге в застрявшей машине. «Ну ни чего... Посмотрим, как новый наладит ра боту. Увидим, кого пришлют...» Когда же, при встрече с Байкаловым, к Прокопьеву возвращается способность ви деть, то одно из первых его зрительных впечатлений — обувь нового директора: «Голенища новых кирзовых сапог стояли торчком, как трубочки, без единой вмя- тинки». Надо ли пояснять, как больно Про копьеву сознавать, что его, стоптавшего столько сапог на бездорожье, сменяет че ловек, не испытавший скитаний в распу тицу. Да, нигде М. Рассказов не сгущает кра сок, нигде не выдает своего отношения к героям, но разве не поняли мы, что Про копьев, как бы по-человечески ему ни со чувствовать, изжил себя как руководитель, ему не выправить положения в МТС. И эта «нейтральность», повторю, принципиальная установка писателя. Художественной убедительности автор достигает не только точными жизненными наблюдениями, достоверными деталями, но и внутренней драматургией повество вания. Каждое действующее лицо дило гии поставлено в ситуацию, которая пре дельно обнажает его сокровенную суть. Байкалов раскрывается в стремлении наладить дела в МТС и полуразваленных колхозах; отстоять в спорах с секретарем райкома партии Брошиным те принципы руководства, которые Байкалову кажутся верными; наладить жизнь своей семьи — жена Байкалова Людмила с сыном Слави ком сначала не хочет ехать в Корнеево, а затем , приехав, порывается вернуться в город. Три драматургических линии позво ляют Рассказову обрисовать не только многомерный характер Байкалова, но и людей, оказавшихся в орбите этой семьи. Для образа секретаря партбюро МТС Юрина пробным камнем является его дея тельность на благо села Корнеева и кор- неевцев: он здесь родился, горячо любит отчую землю и ценность каждого опре деляет в зависимости от того, какую поль зу этот человек может принести селу. Ра зумный, спокойный, практичный, с боль шим чувством юмора, Юрин становится особенно близким и понятным, когда мы узнаем глубину и силу его отцовского чув ства — он ждет сына после возвращения со службы в армии. Насыщена драматургическим действием сюжетная линия семьи Харченко. Выпиво ха-муж, когда-то честно прошедший слав ный путь на фронте Великой Отечествен ной войны,— хороший, но слабовольный человек; его жена Роза, трудолюбивая, общительная, заботливая, но измученная то пьянством мужа, то его скопидомством (ему взбрело в голову купить личную ав томашину). Наконец, возникает Калька К6- лупаев, тракторист, «подбивающий клинья» под Розу. Свои заботы, свои конфликты и в семье Штопоровых. Особого разговора заслуживают старик Вершина и его «баушка», их племянник Афанасий Вершинов, секретарь райкома Ерошин, председатель колхоза Бушков; впрочем, нет среди героев дилогии М. Рас сказов а такого, кто не вызывал бы множе ства ассоциаций, будь это даже персонаж из числа так называемых эпизодических Как много потерял бы читатель, не встреть он на страницах романа Катьки Стрельни ковой, Мелешко, бухгалтера Пыхтеева, шо фера Лешки Федорченко, бригадира Ва силия Чеснокова, многих и многих других. Читательский интерес к дилогии вызыва ется не хитросплетениями сюжета — их, собственно говоря, и нет; этот интерес рождается стремлением узнать человече ские характеры, воссозданные писателем очень достоверно, с большой худож ест венной убедительностью. 4 Как известно, мастерство литератора определяется не только пластичностью изображения, не только умением воспро извести течение жизни, но и тем , что я бы назвал искусством сопряжения живых че ловеческих характеров с общественно- значимой проблемой, художнически персо нифицированной, то есть выраженной че рез образы действующих лиц. Для этого писателю недостаточно выка зать себя только живописцем — он должен быть еще и социологом, исследователем, замечающим в окружающей действитель ности проблемы, которые ставит жизнь. Романы Михаила Рассказова выдержива ют и такую проверку на прочность — пи сатель исследует одну из самых важных проблем: проблему человека на земле. Уже говорилось, что дилогия «Страницы жизни» хронологически привязана к сере дине 50-х годов; мы знаем, что многие во просы, волновавшие нас тогда, сегодня решены, и нет необходимости возвращать ся к разговору о двух хозяевах на земле, о методах руководства сельским хозяйст вом и о многом другом , ставшем про шлым. Да, эти вопросы решены. Но в том-то и заключается специфика искусства, что та лантливое произведение шире тех конк ретных поводов, которые вызвали его в жизнь. Давно нет крепостного строя, но разве Маниловы и Чичиковы, Обломовы и Захары ушли в прошлое, разве сегодня мы не возмущаемся только что встреченными Плюшкиным и Хлестаковым? Примеры эти я'привел не для того, что бы сопоставить книги М. Рассказова с ше деврами русской классики; мне кажется, они объясняют, почему остается жить про изведение, правдиво рисующее дела дав но минувших лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2