Сибирские огни, 1981, № 5
174 ю . м о с т к о в В. Шапошников.— И все-таки читаешь его «сельскую хронику» с неподдельным ин тересом, с живейшим участием к героям и событиям. Почему? Да потому, что кон фликты «Страниц жизни» разрешаются че рез живые человеческие характеры и не повторимые человеческие судьбы...» Показательно: очень разные писатели Леонид Иванов, Еф . Беленький, В. Шапош ников с редким единодушием и, конечно, независимо друг от друга самой сильной стороной М. Рассказова назвали его уме ние воссоздавать человеческие характеры. И в самом деле, открываешь романы М. Рассказова — и словно обступает тебя толпа людей. Но, встречая такую толпу в жизни, понимаешь, что можешь увидеть у составляющих ее людей только внешнее — одежду, наружность, жесты, а характер каждого спрятан от тебя, его с налета не рассмотришь. У М. Рассказова каждый человек слов но просвечен насквозь приметливым взглядом художника, и это видение пере дается читателю. Все в этих людях изоб ражено на редкость пластично — их мыс ли, слова, манера говорить, их жесты. И главное, что у каждого из них есть ха рактер, подмеченный зорким взглядом писателя. Ловишь себя на том, что слы шишь голоса героев, видишь их, хотя, ко нечно, перед тобой только страницы кни ги. Речь каждого так своеобразна, что по манере строить ф разу, по ритму, по из любленным словечкам и оборотам можно безошибочно определить, кто говорит, да же не зная, какому персонажу принадле жит реплика, кто участвует в диалоге. Всесторонность изображения героев, разнообразие красок, множество приемов обрисовки, их непредсказуемость — для раскрытия каждого персонажа автор на ходит свой «ключик» — удивляют тем бо лее, что М. Рассказов, когда писал свое произведение, был лишен той литератур ной среды, к которой каждый пишущий не только привык, но и без которой чув ствует себя в вакууме, не может работать. Иначе говоря, есть только одно слово, ко торое может если не объяснить, то хотя бы обозначить явление, каким, бесспорно, оказался писатель Михаил Рассказов. Это слово — талант. Изображая своих героев, М. Рассказов неизменно сохраняет «нейтралитет». Он не хочет обнажать авторских симпатий и антипатий. Это вовсе не означает, что мы, читатели, не чувствуем, кто дорог автору, а кого он не любит. Но нигде, рисуя отри цательные персонажи, он не прибегает к заострению , гиперболе, гротеску, карика туре, Это принцип, которого он придер живается с первых страниц первого свое го романа «Всего триста дней». Вот вместе распивают бутылку водки директор МТС Кузьма Михайлович Про копьев и завгар Яков Харченко. Прокопь ев знает, что его вот-вот заменит новый директор; Яков Харченко, любитель вы пить, рад поводу приложиться к стакану и заодно пособолезновать увольняемому начальнику да задуматься и о своей судь бе — при новом руководстве и ему «кис ловато придется». «— Кузьма Михайлович... О тец ты наші Эх, дай я тебя поцелую ,— слезливо кри чал Яков, наседая на Прокопьева. — Нет, постой... Н-нет, ты по сто й!— от талкивая Якова ослабевшей рукой, крутил головой Прокопьев.— Ты лучше скажи... Ты скажи лучше, где у тебя машины? По чему горючего нету? Смазочного нету? А? — Да что горючее? — Нет, постой... Я ишо пока директор! Постой... Почему у тебя автопарк не рабо тает? Водительский состав... Отвечай мне! — Да что водительский состав?..» Комическое и горькое в этом разговоре слилось воедино: трезвый Прокопьев мог говорить с Яковом на самые различные темы, кроме служебной; и только опусто шив две бутылки, он вспоминает, что он — «начальство». А утром следующ его дня Прокопьев, выйдя из дома, видит: все кругом «было так озарено необыкновенным в эту нена стную осень радужным солнечным све том, что Кузьма Михайлович невольно обиделся и разозлился. Выругавшись про себя, он глухо проворчал: — Раньше-то не могло разведрить... В установившейся хорошей погоде он увидел что-то обидное для себя...» Психологически очень точное наблюде ние (разве не обидно, что погода, так по мешавшая Прокопьеву, как бы «подыгры вает» новому директору?) придает особую достоверность образу недалекого хозяйст венника, готового обвинить в собственных неудачах всех и вся, кроме себя. Прокопьев в романе — фигура второсте пенная, но и такой образ разработан со всей тщательностью . Чего стоит хотя и не броский, но поистине художнический штрих — когда в кабинет входит Байкалов, сменяющий Прокопьева на посту дирек тора МТС, Прокопьев силится рассмотреть вошедшего, но как он ни вглядывается, «все та же мутная пелена мешала видеть. — Прибыл к вам на смену. Вы уже зна ете об этом, конечно,— хрустящий шорох плаща, легкий скрип стула (заметим, здесь только слуховые образы: ведь Прокопьев, как в тумане, ничего не видит, и лишь за тем- возникает локальный зрительный об раз.— Ю . М .). Протянутая рука, и на столе перед Кузьмой Михайловичем улеглась белая, сложенная пополам бумажка. — Это — приказ. О знакомьтесь... — Тэк-с... тэк-с...— неизвестно чему улыбаясь или только дум ая, что он улы бается, проговорил Кузьма Михайлович и осторожно, словно боясь выронить, стал развертывать бумагу». Как мало сказано — Прокопьев» берет бумагу «улыбаясь или только дум ая, что улыбается»,— а за скупой ремаркой и ра стерянность, и желание эту растерянность скрыть, и тревога, что не удастся показать приехавшему свою невозмутимость. И ведь считанные страницы «отведены» Прокопьеву,— а мы уже представляем и его'наруж ность, и строй его мыслей, и его отношение к людям, и гложущую его тре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2