Сибирские огни, 1981, № 5

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 173 Особый оттенок придает дилогии то, что ее написал челоаек, проживший — за ис­ ключением фронтовых лет — все время в селе, воспринимающий все с позиций хле­ бороба, земледельца и запечатлевший по­ эзию сельскохозяйственного труда как его участник. Все чаще социологи обращают внима­ ние на примечательный факт — непре­ станное повышение читательского интере­ са к документальному жанру — дневникам, запискам о памятных событиях, очер­ кам, в центре которых — конкретные люди. По всем внешним приметам дилогия М. Рассказова — художественное полотно, а по своей сути она в значительной степе­ ни документальна, хотя бы потому, что о хлеборобах, о самом заветном в их душах, пишет человек, принимавший участие в важнейших событиях тех лет, хлебороб, сам взявшийся за перо. Разумеется, нельзя сбрасывать со счета требования типизации характеров, эле­ менты художественного обобщения, вы­ мы сла, без чего невозможно создание ро­ мана. Все это есть в произведении М. Рас­ сказова. Но при этом не станем забывать об авторитетном свидетельстве Леонида Иванова: «Земляки Михаила Рассказова отнеслись к его роману по-разному. Как и следовало ожидать, многие узнали в персонажах их живых прототипов. А ведь далеко не все они выступали в положи­ тельных ролях. Некоторые даже пожало­ вались в райком партии на автора, обви­ нив его в «искажении» действительности. Один из «героев» утверждал, что он пил не так часто, как говорится в книге Рас­ сказова, хотя персонаж носит иную фами­ лию. Узнали себя в книге и некоторые из тех, кто уже успел уехать в город. На одном из литературных вечеров в Ом ске, где я говорил о творчестве Михаила Рассказо­ ва, поднялась миловидная женщина и за­ явила: — А я — жена директора МТС Байкало- ва, который изображен в книге Рассказо­ ва. Мы с мужем там работали... Михаил Игнатьевич, когда я рассказал об этой истории, широко улыбнулся: — Это верно. Мой Байкалов живет те­ перь в Ом ске, только под другой фами­ лией, он теперь научный работник в инс­ титуте, а жена его — экономист статуправ- ления. Все правда...» Важное место среди других героев ди­ логии занимает секретарь партбюро МТС Юрин. Не случайно, по воспоминаниям Леонида Иванова, автор «был особенно щепетилен, когда вносились предложения как-то «усилить» образ Юрина. Тогда мы ещ е не знали, и даже не предполагали, что Юрин был для автора особым геро­ ем — в нем много автобиографических черточек. Мы поняли это позднее, когда в рукописи второй книги прочли о гибели сына Юрина (этот эпизод не вошел в окончательный текст). Столь же трагичной была и судьба единственного сына Расска­ зова — Евгения: он вернулся после служ ­ бы в армии в родное село, начал рабо­ тать, но вскоре заболел и умер...» Естественное стремление М. Рассказова ориентироваться на судьбы своих героев, известных ему на протяжении многих лет совместной работы, порой приводило к размыванию жанровых признаков произ­ ведения; но даже эта особенность отме­ чена своеобразием, с лихвой искупающим формальное несовершенство. Впрочем, в литературе и искусстве вряд ли возможны дистиллированно чистые, «канонические» формы — каждое значи­ тельное произведение неизбежно в чем-то нарушает традицию, расширяя наше пред­ ставление о «границах» данного жанра. И Михаил Рассказов, я уверен, чутьем прирожденного художника чувствовал это. 3 В конечном счете, успех или неуспех книги определяется тем, насколько автору удались образы действующих лиц. Пове­ рит читатель а достоверность изображен­ ных характеров, увидит в персонажах жи­ вых людей, схожих с теми, которых он встречает и. видит на своих путях-доро­ гах,— значит, произведение расширяет его представления о жизни, значит, оно за­ нимает свое место в ряду дорогих ему книг. И в самы х, первых отзывах на романы, и в более поздних критики и рецензенты единодушно отмечали искусство автора живописать людей. «...Хорошо удались Михаилу Рассказову герои его книги — рядовые труженики, в особенности дед Вершина — великолепно выписанный образ коренного сибиряка, влюбленного в родную землю , человека честного и умного»,— писал Леонид Ива­ нов о романе «Всего триста дней». «Самобытное литературное дарование автора, проникновенное знание сельской жизни и удивительный дар рассказчика» увидел в романе «Страницы жизни» Еф . Беленький. Он продолжал: «М. Рассказов не только знает жизнь людей села Корне­ ева, как знает крестьянин свою семью и усадьбу, он умеет картинно изображать эту жизнь. И обманется тот, кто решцт, что «Страницы жизни» — беллетризован- ный социальный трактат, интересный раз­ ве что историкам деревни. В том и пре­ лесть книги, что жизнь сибирского кресть­ янства раскрывается в ней через много­ численные человеческие судьбы. Талант М. Рассказова прежде всего проявляется в умении лепить характеры, человеческие типы. Многочисленное население его хро­ ники живет как будто одними и теми же интересами, но у каждого неповторимая натура, свой житейский опыт, свой язык, и писатель любуется самобытностью мыс­ ли и слова людей села». В романе М. Рассказова «Страницы жиз­ ни» «многое уже «пролистано» самим вре­ менем, и главный конфликт книги давно уже стал достоянием истории,— говорит /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2