Сибирские огни, 1981, № 5
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 173 Особый оттенок придает дилогии то, что ее написал челоаек, проживший — за ис ключением фронтовых лет — все время в селе, воспринимающий все с позиций хле бороба, земледельца и запечатлевший по эзию сельскохозяйственного труда как его участник. Все чаще социологи обращают внима ние на примечательный факт — непре станное повышение читательского интере са к документальному жанру — дневникам, запискам о памятных событиях, очер кам, в центре которых — конкретные люди. По всем внешним приметам дилогия М. Рассказова — художественное полотно, а по своей сути она в значительной степе ни документальна, хотя бы потому, что о хлеборобах, о самом заветном в их душах, пишет человек, принимавший участие в важнейших событиях тех лет, хлебороб, сам взявшийся за перо. Разумеется, нельзя сбрасывать со счета требования типизации характеров, эле менты художественного обобщения, вы мы сла, без чего невозможно создание ро мана. Все это есть в произведении М. Рас сказова. Но при этом не станем забывать об авторитетном свидетельстве Леонида Иванова: «Земляки Михаила Рассказова отнеслись к его роману по-разному. Как и следовало ожидать, многие узнали в персонажах их живых прототипов. А ведь далеко не все они выступали в положи тельных ролях. Некоторые даже пожало вались в райком партии на автора, обви нив его в «искажении» действительности. Один из «героев» утверждал, что он пил не так часто, как говорится в книге Рас сказова, хотя персонаж носит иную фами лию. Узнали себя в книге и некоторые из тех, кто уже успел уехать в город. На одном из литературных вечеров в Ом ске, где я говорил о творчестве Михаила Рассказо ва, поднялась миловидная женщина и за явила: — А я — жена директора МТС Байкало- ва, который изображен в книге Рассказо ва. Мы с мужем там работали... Михаил Игнатьевич, когда я рассказал об этой истории, широко улыбнулся: — Это верно. Мой Байкалов живет те перь в Ом ске, только под другой фами лией, он теперь научный работник в инс титуте, а жена его — экономист статуправ- ления. Все правда...» Важное место среди других героев ди логии занимает секретарь партбюро МТС Юрин. Не случайно, по воспоминаниям Леонида Иванова, автор «был особенно щепетилен, когда вносились предложения как-то «усилить» образ Юрина. Тогда мы ещ е не знали, и даже не предполагали, что Юрин был для автора особым геро ем — в нем много автобиографических черточек. Мы поняли это позднее, когда в рукописи второй книги прочли о гибели сына Юрина (этот эпизод не вошел в окончательный текст). Столь же трагичной была и судьба единственного сына Расска зова — Евгения: он вернулся после служ бы в армии в родное село, начал рабо тать, но вскоре заболел и умер...» Естественное стремление М. Рассказова ориентироваться на судьбы своих героев, известных ему на протяжении многих лет совместной работы, порой приводило к размыванию жанровых признаков произ ведения; но даже эта особенность отме чена своеобразием, с лихвой искупающим формальное несовершенство. Впрочем, в литературе и искусстве вряд ли возможны дистиллированно чистые, «канонические» формы — каждое значи тельное произведение неизбежно в чем-то нарушает традицию, расширяя наше пред ставление о «границах» данного жанра. И Михаил Рассказов, я уверен, чутьем прирожденного художника чувствовал это. 3 В конечном счете, успех или неуспех книги определяется тем, насколько автору удались образы действующих лиц. Пове рит читатель а достоверность изображен ных характеров, увидит в персонажах жи вых людей, схожих с теми, которых он встречает и. видит на своих путях-доро гах,— значит, произведение расширяет его представления о жизни, значит, оно за нимает свое место в ряду дорогих ему книг. И в самы х, первых отзывах на романы, и в более поздних критики и рецензенты единодушно отмечали искусство автора живописать людей. «...Хорошо удались Михаилу Рассказову герои его книги — рядовые труженики, в особенности дед Вершина — великолепно выписанный образ коренного сибиряка, влюбленного в родную землю , человека честного и умного»,— писал Леонид Ива нов о романе «Всего триста дней». «Самобытное литературное дарование автора, проникновенное знание сельской жизни и удивительный дар рассказчика» увидел в романе «Страницы жизни» Еф . Беленький. Он продолжал: «М. Рассказов не только знает жизнь людей села Корне ева, как знает крестьянин свою семью и усадьбу, он умеет картинно изображать эту жизнь. И обманется тот, кто решцт, что «Страницы жизни» — беллетризован- ный социальный трактат, интересный раз ве что историкам деревни. В том и пре лесть книги, что жизнь сибирского кресть янства раскрывается в ней через много численные человеческие судьбы. Талант М. Рассказова прежде всего проявляется в умении лепить характеры, человеческие типы. Многочисленное население его хро ники живет как будто одними и теми же интересами, но у каждого неповторимая натура, свой житейский опыт, свой язык, и писатель любуется самобытностью мыс ли и слова людей села». В романе М. Рассказова «Страницы жиз ни» «многое уже «пролистано» самим вре менем, и главный конфликт книги давно уже стал достоянием истории,— говорит /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2