Сибирские огни, 1981, № 5
«В ПАМЯТЬ О НАШИХ РАЗГОВОРАХ...: 163 ти, непосредственно в связи с делом, ко торым Вы все эти годы заняты. К какому выводу я прихожу, прочитав все, что я прочел? Сделано много и сде лано среди этого многого немало хоро шего, свидетельствующего и о даровании, и об изобретательности, и о влюбленности в свое дело. Но все же, все это вместе взятое воспринимается лишь как подсту пы к той книге, положив которую на стол, Вы могли бы без проволочек и по праву вступить в Сою з писателей. Как литера турное целое все же наиболее высокой оценки заслуживают книжки «Он был пер вым» и «Полярные зори». Однако одна из них написана десять, а Другая восемь лет назад. Спрашивается, насколько широко шагнул вперед человек после этой хоро шей заявки? По всему прочитанному вид но, что человек много и разносторонне работает, находится все время в деле, де лает это дело, выпускает книжки и очер ки, в каждом из которых есть нечто интересное. Но это,— как бы сказать? — пространственное умножение; можно до бавить, что это еще и расширившееся жанровое разнообразие. Но какого-то ре шительного шага вперед, по сравнению с теми двумя книгами, не сделано. И это правда, это так, я вынужден это Вам ска зать, потому что я слишком хорошо отно шусь к Вам, чтобы в какой-то мере кри вить душой. Как быть в практическом смысле с воп росом о вступлении в Сою з писателей? Думаю , что сегодня, с этими работами, без какой-то новой большой серьезной книги Вас в Сою з писателей не примут. Есть у нас, конечно, доброхоты и вполне искренние и милые люди, готовые ска з а ть— да, да, конечно, и написать даже рекомендации, но беда в том, что когда подходит потом обсуждение всерьез, ког да начинают сталкиваться мнения, такие люди обычно отступают, Разводят руками, искренне сочувствуют, но дела до конца довести не могут. Не в силу того, что они нехорошие люди, а в силу того, что у них нет достаточных аргументов, на которые они могли бы опереться в серьезном спо ре, при наличии серьезного противодей ствия. Таких достаточно серьезных аргументов и у меня сейчас нет, а начинать что-то, а потом отступать — не хочу. Хочу верить, что такие аргументы По явятся после Вашей новой работы. Повто ряю, мне почему-то кажется, что опорой для такой работы могли бы послужить Ваши радиозаписи. Впрочем, мы с Вами давно не виделись, может быть, я отстал от жизни, и у Вас уже находится на выхо де новая книга. Буду только рад этому. Мне хочется надеяться, что Вы не оби дитесь на мою дружескую прямоту. Жму Вашу руку... Ваш Константин Симо нов. 18 сентября 1966». Как много открыло мне это письмо. Обижаться? Я был горд всем тем добрым, что помогло глубже разобраться в собст венных литературных опытах, отмеченных 11* Симоновым положительно, благодарен за прямоту отрицательных оценок, а что ка сается рекомендации в Сою з, то я ее и не просил у Симонова, не ждал и был даже польщен тем, что сам Константин Михай лович рассматривал такую возможность. Как раз в это время я работал над но вой, большой для меня книгой, закончив которую, с увлечением продолжил свои радиозаписки, к чему призывал Констан тин Михайлович. Так появился «Человек с микрофоном». Через три года я был удостоен чести быть принятым в Сою з писателей, но пись мо Симонова, его последующие советы никогда не забываются, хочется оказаться достойным надежд такого НаставникаІ ...В 1969 году «Литературные вечера» отмечали свой сотый выпуск, и, конечно, же, принимавший в нем участие Констан тин Михайлович подарил нам стихотвор ный экспромт, родившийся тут же в ра диостудии и записанный на клочке бумаги: «Пять лет «Литературных вечеров»! Уже пять лет. а я еще здоров. Хотелось бы. чтоб под двухсотый номер Ваш авторский актив (Тьфу, тьфу, тьфу!) еще не помер. К- Симонов >. — Теперь уж точно доживем до двух сотого! — радовался я, принимая этот дру жеский дар и, трижды «сплюнув» через левое плечо, начал мечтать вслух, как луч ше отметить десятилетие «Вечеров»: — Устроим встречу со слуш ателям и ,, очную, верно, Константин Михайлович, в ЦДЛ, например, а? — Согласен,— рассмеялся Симонов. Он был в чудесном настроении, шутил, вспо минал фронтовые эпизоды, задержавшись в редакции дольше обычного. Тогда же мы сфотографировались на память в на шей студии. Дружба Симонова с «Вечерами» про должалась. Радиослушатели первыми, еще до журнальных публикаций, услышали гла вы из последней книги трилогии «Живые и мертвые». Время неслось стремительно, и в самом начале 1971 года Константин Михайлович прочитал перед микрофоном заключи тельную главу романа «Последнее лето», но прежде чем приступить к чтению, по делился впечатлениями о Вьетнаме, отку да вернулся в канун Нового года. Мне всегда нравилось, как читал Симо нов. Сидя рядом с ним у микрофона, я как бы заново воспринимал уже знакомый текст, видел перед собой оживших геро ев романа, слышал не симоновские, а их интонации, сопереживал движениям их души... Перевернута последняя страница, сказа ны последние слова... Оба молчим. Пау за... Мне жалко, что все кончилось, и сам собой рождается обращенный к Симоно ву вопрос: — А не грустно расставаться с героями, которые так дороги и вам, и нам, читате лям?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2