Сибирские огни, 1981, № 5
160 ЮРИИ ГАЛЬПЕРИН пограничный столб с н адпи сью :' «К. Симо нову от пограничников», в специальной подставке — трубки. Около стола на стене акварель, полу ченная в подарок во Вьетнаме,— домик, в котором родился Хо Ши Мин. Картина соседствует с прекраснейшей фотографией, снятой фронтовым другом писателя Я. Халипом: раненые воины в больничных пижамах, на костылях, возле огромного немецкого орудия на выставке трофеев в ЦПКиО имени Горького. Еще одна фотография тех лет, снятая после боев на Курской д уге : командир дивизии генерал-майор Горишный, его замполит полковник Власенко и подполковник Си монов. Счастливые, радостные лица — победаі На полках модели военных кораблей — подарки тихоокеанцев, моржовый клык от пограничников Чукотки, модель мино м ета... Вдоль стен стеллажи с книгами, комп лекты- военных журналов, воспоминания советских военачальников, генералов со юзных армий, гитлеровского вермахта... Сразу ясно: здесь работает военный писатель. У Симонова много читателей и друзей- литераторов по всему миру, и подтверж дение тому — трогательные сувениры, по даренные и присланные из разных частей света. Интересны и рисунки знаменитых писателей, преподнесенные Симонову,— чилийца Пабло Неруды , англичанина Джо на Бойнтона Пристли, пакистанца Ахмада Ф аиза, итальянца Карло Леви и многих других — весьма своеобразная коллек ция. Заинтересовала меня и желтая дощеч ка с иероглифами, висящая на стене. — Тоже подарок? — спросил я Симо нова. — Нет,— рассмеялся Константин Михай лович.— Эта дощечка висела на нашем до ме в Японии, где после войны с полгода жила группа журналистов, прикомандиро ванных к штабу генерала Макартура. Так вот тут написано: Горбатов-сан, Агапов- сан и Симонов-сан... Хотелось расспрашивать еще и ещ е, но, зная занятость Симонова, я предложил обсудить план юбилейной передачи. Константин Михайлович положил перед собой чистые листы, и мы начали набра сывать конспект. Вскоре листы стали по ходить на схему боевой операции: обве денные красным карандашом мои вопро сы, как клинья намеченной атаки, вреза ются в густо-черную массу предполага емой «обороны» — ответов Симонова. Вот возникло еще одно, новое «направление атаки», оно тоже выделено красной стре лой, а в ней вопрос: «Приходилось ли рас сказывать биографию?» Записал я и такой малоизвестный ф акт. В сентябре 1940 года по инициативе тог дашнего председателя Военной комиссии Сою за писателей Всеволода Вишневского Симонов вместе с большой группой лите раторов поступил на курсы военных кор респондентов при Военно-политической академии имени В. И. Ленина и закончил их, находясь в военных лагерях, в середи не июня 1941 года. Присвоили им военные звания, отпустили домой. Но, оказывается, предписания были уже готовы, и их вру чили 23— 24 июня. Писатели, окончившие эти курсы, первыми выехали на фронт — в редакции фронтовых, армейских и диви зионных газет. План разработанной нами «операции» я унес, договорившись, что оба ещ е поду маем о предстоящей передаче. К моменту встречи в студии пришло убеждение, что в такой день миллионам читателей интереснее всего услышать, как формировался будущий писатель. — Что ж, вам виднее,— согласился Си монов. — А потом я попрошу вас прочитать стихи. Любимые. Какие хотите. — Хорошо, буду читать любимые. Переговоры закончились, пора было начинать. Что я говорил о Симонове — приводить нет нужды. В заключение я спросил: — Константин Михайлович, вам, навер ное, приходилось рассказывать свою био графию? — Чаще приходилось писать, а если рас сказывать, то, во всяком случае, дважды : в сорок первом, когда вступал в кандида ты, в сорок втором, когда меня принима ли в члены партии. — Что же вы тогда рассказывали о себе? — Тогда, видите ли, не так уж много было что рассказывать, примерно то же, что многим моим сверстникам, лю дям мо его поколения: как кончал семилетку, как потом пошел работать на завод, стал ме таллистом, какую роль на этом этапе жиз ненного пути для всех нас играла первая пятилетка, начало индустриализации стра ны. Поэтому в моем классе, или, как тогда говорили, в моей группе, большинство по шло не в восьмой класс, а в Ф З У . Х о те лось поскорей самим руки приложить к строительству. Потом работал, был тока рем по металлу. Позже, так же как мно гие сверстники, пошел в вечерний инсти тут — он назывался тогда «Литературный вечерний университет имени Горького». Днем работал на производстве. Как мно гим, наверное, было довольно трудно учиться, потому что подготовка всего семь классов.. Потом начал понемногу писать, а с третьего курса перешел на дневное отделение. Кончил, приняли в Сою з пи сателей. Вышли первые книжки, стал про фессиональным писателем. Вот, видимо, и все, что тогда рассказывал, пожалуй, с до бавлением того, что мне пришлось 'столк нуться с войной раньше, чем моим сверст никам, потому что я был на Халхин-Голе в 1939 году. Работал в армейской газете в Монголии. Впервые увидел, что такое война,— небольшая, но жестокая война. — И, видимо, Халхин-Гол стал тем ме стом, где родиПось ваше пристрастие к военной теме, к армии? — И да, и нет. Потому что я рос в се мье командира, в атмосфере военной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2