Сибирские огни, 1981, № 5
159 «В ПАМЯТЬ О НАШИХ РАЗГОВОРАХ...» вилось Симонову продолжать свое вы ступление, больше походившее на беседу с фронтовыми друзьями, людьми все по нимающими. — Так вот, о Левашове. Я уже не могу сказать, что потом этот образ разовью. Надо просто учесть этот просчет на буду щее. В какой-то мере такая же история произошла с Бережным. Кстати, я думаю , что Левашов написан лучше. В романе ка кая-то заявка дана на Бережного, заявка, вроде бы, интересная, как мне казалось, а потом он, пока я писал, куда-то прова лился и появился только в одной сцене с Захаровым и Байстрюковым. Я эту сцену люблю . Но она недостаточна для полно кровного .развития образа. Видимо, сложно писать многогеройный роман и особенно сложно его писать в том случае, когда ты, как автор, стре мишься избавиться от лишних сюжетных построений, которые позволяют, знаете, в любой момент любого героя с любым героем свести. Вот тут авторский произ вол, о котором здесь говорилось, про явить, конечно, просто. Но в то же время какая-то механика войны и военных дей ствий не ■позволяет мне в ряде случаев дать лю дям встретитося для того, чтобы прояснить их отношения, хотя иной чело век ушел из романа, значит, кажется, можно бы продлить его линию. Константин Михайлович ведет разговор с собравшимися на равных, согретый их искренней заинтересованностью , писатель выходит за формальные пределы вопро сов, высказанных замечаний, советов — делится своими размышлениями, расска зывает о споре с одним из близких това- рищей-литераторов, который «много по мог в работе, читая с карандашиком ру копись романа». Д алеко не все менее известные лите раторы так уважительно и просто беседу ют с читателями, так заинтересованно вы слушивают суждения о своей работе. За бегая вперед, скаж у, что мне выпала большая честь ознакомиться с рукописью романа «Последнее лето», который я чи тал, по просьбе Константина Михайлови ча, тоже «с карандашиком». Вдвойне взволнованный и оказанным доверием, и возможностью снова встре титься с полюбившимися героями трило гии — я прочитал рукопись дважды, пре жде чем решил высказать автору некото рые свои замечания и предложения. И вот наступил день, которого я, при знаться, боялся; мы сидим вдвоем в ра бочем кабинете Симонова, и Константин Михайлович внимательно слушает одного из первых читателей. Мне не нужно было кривить душой, чтобы достойно оценить новую работу — роман увлек и понравился, огорчил ги белью Серпилина, но тут уж ничего не попишешь. А вот когда дело дошлб до конкретных, пусть не весьма существен ных, редакторских суждений, предложе ний кое-что изменить, поправить, я сме шался, начал выбирать, вероятно, доволь но неуклюже, «вежливые» вводные ф р а зы ... — Да вы, Ю ра, не деликатничайте,— по-дружески улыбнулся Константин Ми хайлович,— что там себе на листках запи сали, то и выкладывайте. Вм есте и разбе ремся. И тут началась настоящая работа. С ка кими-то сомнениями Симонов соглаш ался, другие мы обсуждали, и Константин Ми хайлович не просто их отвергал, а объяс нял, почему не мож ет их принять, в чем, по его мнению, я не прав, что-то записы вал, обещая подумать. Этот разговор с большим писателем был необыкновенно интересным, поучи тельным для меня не только в плане ли тературном , но и- чисто человеческом. ...В ноябре 1965 года я приехал к Кон стантину Михайловичу домой, чтобы по советоваться, как отметить в «Литератур ных вечерах» его пятидесятилетие. Неоднократно бывая у Симонова, я каждый раз открывал для себя что-то но вое, интересное в окружающей его обста новке, что-то узнавал о процессе работы, круге друзей , пристрастиях. Я никогда не переставал поражаться работоспособности Симонова, его необык новенной организованности, примерной обязательности в отношениях с людьми, умению рационализировать творческий процесс. На широком письменном столе писате ля всегда можно было увидеть магнито фон, иногда даже два. Я уже знаю , что, работая над прозаи ческим произведением, Симонов сначала «складывает» его вслух, поверяя магнито фону. Тот, кто дум ает, что это легко, оши бается. Мне ведомо, как трудно импрови зировать перед микрофоном , даж е опи сывая событие, происходящ ее на твоих глазах. А здесь, воссоздав в своем вооб ражении героев литературного произве дения, нужно вести их дальше, а то и са мому следовать за ними по логике их ха рактеров и обстоятельств. — Потом я прослушиваю запись,— по яснил мне Симонов свой м етод работы,— иногда по нескольку раз, особенно диа логи — не фальшиво ли звучат фразы , реплики. Я даже заметил за собой, что говорю с акцентом, если он свойственен какому-то персонажу. Магнитофонная запись перепечатывает ся, затем Константин Михайлович правит ее неоднократно, переделывает, перепи сывает целые главы. Магнитофон — м еха нический секретарь — прекрасно помогает при сборе материалов, беседах Симонова с бывалыми людьми, позволяет надикто вывать ответы на письма читателей, а их всегда было великое множество. Кстати, надиктованные письма часто теп лее, сердечнее, чем написанные от руки — они сохраняют разговорные интонации, в них, знаю по собственному опыту, Си монов беседует с корреспондентом. Письменный стол не завален бумагами. На уголке несколько дорогих реликвий; на белой пластинке укреплен советский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2