Сибирские огни, 1981, № 5
158 Ю РИЙ ГАЛ ЬПЕРИН В это время туда въехали две машины с карателями. Всех жителей выгнали на ули цу, в том числе и меня. Построили в один ряд, и немец отсчитывал каждого десятого и убивал. Десятыми были не только взрос лые, но и дети. Картина была ж уткая: сле зы , крики, проклятья, но ни одного слова о пощаде. Я была шестой. Наши, узнав о таком зверстве, перекры ли д о р о гу из деревни и всех немцев унич тожили, не дали возможности даже слезть с машины... Потом отряд удачно вышел в район Ту лы на соединение с нашими частями. Нас построили так ж е, как Вы описывае те в книге «Живые и мертвые», разоружи ли, сказали красивые слова и отправили в тыл... В Туле первое, что я сделала,— послала письмо домой. Можно понять мое состоя ние. Получила назначение в группу для эва куации раненых с поля боя. Я брала их в машину и перевозила в эвакогоспиталь. В одной из поездок меня контузило — не помню, то ли артобстрел, то ли бомбили с самолета. После госпиталя работала зубным врачом, потом, когда узнали, что у меня есть полуторагодовалый ребенок, демобилизовали...» В ответ на рассказ Симонова о «малень кой докторше» посыпались письма: слу шатели благодарили писателя за его вер ность боевому прошлому, радовались тому, что литературный герой оказался вполне достойным своего реального прототипа, поздравляли Валю Тимофееву с вдвойне счастливой судьбой. Как только роман был опубликован, на чались читательские конференции, пригла шениям не было конца — всем хотелось встретиться с Симоновым. Кто удостоился чести стать первым в этом нескончаемом списке встреч — не знаю, а на второй — в Военно-политической академии имени В. И. Ленина — я присутствовал и, что еще важнее, записал все, что сказал тогда Кон стантин Михайлович. Встретили его необыкновенно сердечно, говорили о любви и уважении, которые питают к Симонову не только фронтови ки, но и вся армия без исключения, полит работники приводили примеры того, как стихи, очерки Симонова помогали вое вать, а теперь помогают воспитывать сол дата. О романе и его героях офицеры вы сказывались так, будто каждый из персо нажей — личный др уг, однополчанин или вчерашний боевой командир. Случалось, спорили с автором, особенно по поводу образов политработников, что вполне есте ственно. И вот, вновь встреченный аплодисмен тами, выходит Симонов на трибуну. И на чинает свое выступление так: — Не прошло и трех недель, как вышел последний номер журнала «Знамя», где напечатано окончание романа, и я как-то еще не отошел от этой работы на доста точную дистанцию , чтобы более или менее трезво самому оценить, что вышло и что не вышло, а что вышло ‘не совсем так, как хотелось. Эта конференция всего-навсего вторая, и понятно, что как-то особенно волнуешься, хотя по мне это, может быть, и не заметно. Но не отнесите это за счет моей толстокожести, а за счет некоторой выдержки, выработанной на военной служ бе и на гражданской... Симонов и в самом деле волновался — первая военная аудитория. О твет на воп росы и критику начал с замечаний «о не достатках в изображении политработни ков». — Выступавшей здесь товарищ Сычов, в общем, был прав, я так полагаю. Я люб лю этих людей, выведенных в книге. Я люблю Бережного, люблю Левашова, иначе, так сказать, я не перетащил бы его сюда из «Южных повестей», хотя автору, может быть, немножко не скромно гово рить, что он любит своего героя. Ну как иначе? Если не любишь ты лю дей, то на писать их будешь не в состоянии. Бывает, что не всегда это отношение совпадает: автор, бывает, любит героя, а читатель вот возьмет да и не полюбит его. Тут главная наша трагедия. ‘ Во всяком случае, для того, чтобы на писать какого-то героя произведения, его надо любить или не любить. Уж скаж ем , я Байстрюкова так не люблю , что, встре тив его на улице, готов дать ем у по мор де, понимаете, вот так, персонально... Зал разраж ается одобрительным см е хом, кто-то выкрикивает: «Правильно!» — Человек, который дал толчок к тому, чтобы написать Левашова,— погиб. Я его очень любил, и у меня было ощущение какого-то внутреннего обязательства про должить судьбу этого человека в романе. Хотя мне кажется, что характер этот я на писал, но, очевидно, появился известный просчет в смысле построения самого сю жета. В роман-то я его ввел, а настояще го действия не дал, не вывел в самых ост рых обстоятельствах. Поэтому, может быть, и получается впечатление, что вроде человек и нравится, как он написан, а в то же время чего-то не хватает, каких-то по ступков, которые, по заданному характе ру, он мог бы и совершить в романе. С д е лать теперь уже ничего не смогу. Погиб Левашов, жалко мне... Вот тут записка: «Зачем Синцова на штабную работу? А что если замполитом полка?» В зале смех. — Насчет того, что Синцова замполитом полка — это мысль одна из возможных. В связи с этим вопросом мне вспомнился такой эпизод: рукопись романа читал у меня один мой товарищ — командир ди визии в войну. Прочитал он то место, где погибает Левашов, а Синцова ранят, и го ворит мне: «Ну, что ты, понимаешь, с Л е вашовым сделал? Только такой мировой мужик хотел перейти на строевую работу, а ты его... убил!» В стенограмме, которую я сейчас цити рую, записано: «Смех, аплодисменты». А я вспоминаю, как удивителен был этот зри мый контакт, установившийся у писателя с аудиторией, как все легче и легче стано-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2