Сибирские огни, 1981, № 5
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Юрий Гальперин ' ' V «В ПАМЯТЬ О НАШИХ РАЗГОВОРАХ...» Сорок лет назад, будучи в Красной А р мии, я впервые в жизни да еще в тетрадь, отведенную данным о возможном против нике, переписывал стихи Константина Си монова. Смотрю сейчас на тронутую временем страницу, на свой, еще полудетский округ лый почерк, отчетливо вспоминаю то дав нее состояние, неколебимую веру в боль шую любовь, волнение, вызванное строч ками неведомого мне ранее поэта... С этого дня мне стали необходимы его стихи, потом фронтовые очвцрки в «Крас ной звезде», книги, пьесы, кинофильмы и, как всякому читающему россиянину, меч талось увидеть когда-нибудь любимого пи сателя, а может, и поговорить с ним... Прошло еще четверть века, прежде чем я, невероятно волнуясь, впервые позвонил Симонову, позвонил по делу, иначе бы и не посмел. К тому времени я стал радиожурнали стом, несколько раз видел и слышал Си монова, что утвердило меня в мысли о не обходимости встреч читателей с авторами полюбившихся книг, встреч, доступных каждому человеку,' где бы он ни жил. Так рождалась радиопрограмма «Литератур ные вечера». В числе первых очень хоте лось пригласить Константина Михайло вича. Дозвонился. Стараюсь коротко изложить суть дела. По тону междометий чувствую, что собеседник слушает внимательно, мало того, тут же, ухватив суть дела, «подбрасы вает» интересные идеи, без жеманства и капризов (а с этим я уже успел столкнуть ся) соглашается прочитать отрывок из только что законченного романа «Солда тами не рождаются». В назначенный день, задолго до часа встречи, стою перед входом в Д Э З (Дом Звукозаписи) на Никитской улице, где по мещалась литературная редакция Всесо юзного радио. Ровно, без опоздания приехал Симонов, по-товарищески поздоровался с предста вившимся ему репортером, и сразу нача лось деловое, творческое сотрудничество. Прежде чем прочитать у микрофона выбранный отрывок, Константин Михайло вич счел своим долгом сказать: — Мне кажется, что возникающая сей час традиция «Литературных вечеров» — очень хорошая традиция. Я от всей души приветствую ее возникновение. Но, конеч но, раз на раз не приходится. Один из нас может выступить лучше, другой хуже. Одно выступление больше понравится слу шателям, другое — меньше. Но если в оп ределенные дни слушатели будут знать, что они встретятся с писателем в эфире, послушают, чем живет, дышит литерату ра,— это очень хорошее, доброе дело. Думается, что самые широкие круги на ших работников литературы будут рады принять в этом участие и живым языком поговорить с такой широчайшей аудито рией. Затем Симонов прочитал несколько страниц, посвященных «маленькой доктор ше» Тане Овсянниковой, и мы продолжали разговор, — Знаете, Константин Михайлович, слу шал я вас вместе со всеми и дум ал о том, какая красивая, чистая и сильная Таня. И вы, наверное, ее очень любите? Есть ли у нее прототип? Симонов ответил: — Как-то я перебирал старые блокно ты, потом смотрел первые свои фронтовые книжечки очерков и там нашел очерк под названием «Валя Тимофеева», написанный 16 июля 1941 года на Западном фронте. Эта девушка, вернее женщина молодень кая, у которой остался дома ребенок, в мирной жизни была зубным врачом, а стала хирургом на фронте. Мы с ней встретились в районе Могилева, И не хочу сказать, что я изобразил ее в Тане Овсян никовой, но на то, чтобы написать такого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2