Сибирские огни, 1981, № 5
В ТЕАТР ВЛЮ БЛЕННЫЕ 155 показать, что жарко, а следует сделать не сколько соответствующих движений плат ком. О дно из самых сильных в моей жизни впечатлений — Станиславский в роли А ст рова. Он пришел в гримуборную и, оде ваясь, едва завязал шнурки на ботинках. Д умаю ,, неужели он сейчас загримируется, и на сцене будет «подкрашенный старик»? И вот спектакль. На лице ни капли грима, только бородка и усы. Но скинул добрых лет 30. Это было чудо. Сосредоточенность в творческом труде, когда твоя воля и твоя свобода предста ют в неразрывном единстве,— это и есть Станиславский. А бегать за последним словом, написанным в журнале «Театр»,— это чепуха. Прочесть, как надо поднимать тяж есть, не значит стать Власовым. На периферии театр всегда стоит в цен тре города и всегда он находится в цент ре внимания. А в Москве наш театр 12 лет жил на окраине. Это хуже любой перифе рии. Теперь, в новом помещении, мы на чали новую жизнь. Посещаемость на круг — 97 процентов. У нас превосходное оборудование сцены. Серия задников, пленки с осветительной аппаратурой дают ощущение воздуха. Радиостудия, стерео звук со 150-ю динамиками вокруг всего зала, кондиционер воздуха, который мо жет дать в жару температуру в зале 15°. Но мой театр давно бы лопнул, если бы не было великолепной тройки — Марец кая, Мордвинов, Плятт. Одно время мы были, по выражению Немировича-Данчен ко, «сопля Художественного театра». Уди вительные люди — Марецкая, Плятт, вмес те с Мордвиновым — создавали театр, вы росли в яркие индивидуальности, причем важно, что я их не «задавил». Эти актеры прекрасно освоили знаменитое положение Станиславского «сегодня, сейчас, здесь». А что это означает на практике, я лучше продемонстрирую на примере Шаляпина. Однажды, собравшись после «Турандот», мы стали уговаривать Шаляпина прочесть какие-нибудь стихи. Он в ту пору очень увлекался чтением стихов и, надо сказать, делал это блестяще. Так вот сидит перед нами Шаляпин и басит: «Что же вам про честь...» И тут же начал из «Моцарта и Сальери». Но как начал! Без всякого «включения», сидел, раздумывая (Завад ский садится в шаляпинскую позу, опустив голову)... и прямо из этой позы, из настро ения этой минуты начинает: Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма... Юрий Александрович прекрасно пере дал свою мысль — перед нами действи тельно сидел человек, терзаемый мучи тельными раздумьями, причем рождались эти раздумья «сегодня, здесь, сейчас», на наших глазах. 28 мая. Охлопков болен. Режиссуру ве дут другие мастера. Часто стал бывать Гончаров. Мы уже привыкли к его свое образной манере разговаривать, поняли, что он не может двух вещей: а) разгова ривать тихо и б) разговаривая, сидеть или стоять на месте. Он все время оглуши тельно громогласен и беспрестанно рас хаживает. Но это не мешает ему быть про ницательным, тонким аналитиком, умею щим преподавать свой предмет четко, ясно, без «тумана» и красивостей. Для примера работы по методу дейст венного анализа Гончаров взял «Ревизо ра». Разбираем вторую картину — «В трак тире». — Что делает Осип? — вопрошает А н д рей Александрович. — Осип хочет...— начинает кто-то из нас. — Мало ли, чего он хочеті Что он д е лает?! И не нужно говорить «он», говори те: «Я, Осип, делаю то-то и то-то...» — Я, Осип, жду Хлестакова и размыш ляю ,— пытается «действенно» определить задачу Осипа один из слушателей. — Неверно! — грохочет голос мастера.— «Ждать», «размышлять» — слишком общие понятия, они не определяю т конкретного действия данного человека. Никогда не давайте актеру таких общих задач. Актер всегда должен знать ближайшую цель, как ребенок, который учится ходить. Так что же делает Осип? — Осип хочет есть,— говорит кто-то. Слово «хочет» выводит Гончарова из се бя. Кажется, ни одно в мире слово не способно вызвать у него ббльшую нена висть. — Мало ли, чего я «хочу»І — гремит он, уничтожает своей интонацией одиозное понятие.— А я «хочу» — на луну!!! А вот что я «делаю» для этого?! «Делаю », а не «хочу»! Постепенно мы включаемся в круг дей ственных представлений о сцене, о роли. Действие Осипа определяем : «Борюсь с голодом». Гончаров весьма выразительно показывает, как это действие может про делать актер, как он будет стараться за глушить голод, как будет укладываться по удобнее, чтобы в животе не бурчало, как подушку подложит под голодное брюхо и т. п. После занятия, тихий, утомленный, А нд рей Александрович сказал мне неожидан но раздумчиво: — Все, что мы здесь наговорили, весь наш «действенный анализ» — не очень серьезно. Так, дилетантство. Ничего нельзя из придуманного взять в спектакль... По жалуй, кроме одного,— неожиданно заго релся Гончаров.— Вот это самое — «бо рюсь с голодом» — это ничего, может при годиться, это настоящее действие. Вот ведь как он придирчив в отборе, вот ведь какие муки отбора предшествуют его решениям! Окончание следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2