Сибирские огни, 1981, № 5

150 Л. БАЛАНДИН ректора сшибить с табуретки» (в смысле — вышибить из кресла). Вдруг сообщает, что у него появились «заброски мыслей». С ним интересно общаться, режиссер он ищущий, с фантазией. Лев Горелик, эстрадник из Саратова, не прерывает своей концертной деятельности и в Москве. Посему он самый обеспечен­ ный из нас. Все пользуются его кошельком для покрытия дефицита: «Лева, тридцать «левов» до стипендии». И «левы» переко­ чевывают в карман нерасчетливого проси­ теля. Он очень добрый и веселый, наш Лева, всегда нацелен на шутку. Имя режиссера из Майкопа Шавгено- ва — Меджид. Но все зовут его Мишей. Он ужасный спорщик, по-черкесски темпе­ раментный, убежденный в своей правоте до конца. Пылкая душа, щедрая натура. О наших взаимоотношениях с препода­ вателями ГИТИСа можно судить хотя бы вот по такойімоей записи одного семинара. Я уже писал, что наши великовозраст­ ные ученички имеют свои пристрастия и к педагогам, и к педагогическим приемам. Среди самых популярных — эстетик А нд­ рей Иванович Гусев. На предыдущем за­ нятии он раздал нам план семинарского занятия по теме «Содержание и форма в искусстве», где пункт за пунктом были расписаны все тонкости: «Предмет искус­ ства», «Материал и тема в искусстве» и т. д. Мы, конечно, подготовились, хотя особого энтузиазма никто не проявлял — все-таки сказывалась наша приверженность не к теории, а к практике. Андрей Иванович пришел к нам явно не в духе. — Ну, о чем будем сегодня разговари­ вать? — Вы что-то не в настроении? — для разминки спросил кто-то. — Д а, ремонт дома затянули. Уж е два месяца обедаю , сидя на диване. В одной руке тарелка с супом, в другой — ложка и хлеб. «Бытие» заедает. — Хотите, я для начала семинара про­ чту свой новый фельетон? — предлагает Горелик. — Давайте, читайтеі — оживляется Гу­ сев. Горелик вытаскивает три листочка свое­ го фельетона, который он написал для грузинского ансамбля «Реро», и очень ми­ ло, посверкивая черными глазками, начи­ нает читать. Фельетон о спорте, о том, как «Торпедо» подложило «торпеду» под сво­ их противников, о то м ,. что форма ф у т­ больной команды Грузии известная — «бе­ лые трусики и черные усики», что опера «Спартак» воспевает одноименную ф ут­ больную команду и т. п. Мы посмеиваемся, а потом Гусев начи­ нает по всем правилам разбирать прочи­ танное — где здесь форма, а где содер­ жание. Получается очень забавно. В итоге приходим к выводу, что Лева написал под­ линно художественное произведение со всеми присущими ему эстетическими ка­ чествами. — Вот это совсем другое дело! — изре­ кает простак из Московской оперетты, он учится на режиссерском отделении м уз- комедии.— А то, Андрей Иванович, дали нам тут план семинара — ничего не раз­ берешь! — А что же вам не понравилось в пла­ не? — настораживается наш педагог. — Да какой-то он заумный, сухой. Вы-то его читали? — Как же не читал, когда я сам его и написал! Общий хохот. Опереточник сидит крас­ ный. — Вот,— патетически восклицает Гусев, указывая перстом на Горелика,— вот вам искусство! И вот,— потрясает планом,— что с ним делаю т сухари-теоретики. В дальнейшем Андрей Иванович уже оживлен, как всегда, шутит над собой, над неловкостью своего оппонента. Семинар заканчивается ко всеобщему удовольст­ вию. — Ручаюсь,— резюмирует вечером ста­ линградец Владислав Марковский,— если бы Андрею Ивановичу пришлось припла­ чивать за то, чтобы вести у нас занятия, он бы и на это пошел. Ведь только у нас он и отводит душ у. С нами находят общий язык, обращаю т­ ся как с товарищами многие прославлен-^ ные ученые-театроведы. Однажды во время лекции профессора Асеева неожиданно в аудиторию вошел наш директор Симонян и объявил, что в связи с какими-то срочными администра­ тивными делами лекцию придется отло­ жить. — Вот как? — сделал суровое лицо А се­ ев и тотчас процитировал из «Города Глу- пова»: «Въехал в город на белом коне и упразднил науки»! И широким жестом представил нам но­ вого «губернатора» — Симоняна. 16 апреля. Сегодня в ВТО творческий вечер Алисы Георгиевны Коонен. Она м е­ ня интересует по-особому. Алиса Коо­ н е н— это сам Таиров в его наиболее пол­ ном воплощении. А Таиров — это Камер­ ный театр, который в 1938 году был слит с Реалистическим театром Охлопкова. Всем известно, что из этого эксперимента ниче­ го путного не вышло, И вот теперь, будучи учеником Охлопкова, проникнувшись его идеями, я должен понять принцип Кам ер­ ного театра с тем, чтобы воочию уяснить всю нелепость происшедшего историче­ ского казуса. Вечер открыл народный артист РСФ СР Николай Васильевич Петров. После крат­ кой характеристики прославленной юби­ лярши он передает слово Павлу А лександ­ ровичу Маркову. Не первый раз я слышу его выступление, но всякий раз удивля­ юсь его мудрой афористичной краткости! — Есть имена, овеянные прелестной по­ эзией. Алиса Георгиевна была первой Ма­ шей во мхатовском «Живом трупе». Всегда ее отличало изумительное отношение к искусству, соединявшее в себе поэзию и радость творчества. В какой-то период своих театральных поисков Алиса Коонен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2