Сибирские огни, 1981, № 5
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 145 гаризация системы Станиславского. Нужно уходить от себя, йскать стиль, меняться внутренне. Вот как молодой артист Рома шин сумел перевоплотиться в «Современ ных ребятах», хотя только что сыграл ана логичного мерзавчика в «Проводах белых ночей». Жить нам дальше как? В борьбе. Как Маркс писал в ответах дочкам. Боритесь со штампом. За театр переживаний. Вечное беспокойство. Не так, как говорится в од ной армянской пословице: «Желаю вам состариться на одной подушке». В заключение. Недавно я послушал Баха, его произве дение на два оркестра, два органа, на два хора. Бах бросил меня в дрожь. Хочется создать театр — вулкан! Задумал так по ставить и «Пугачева», и «Эдипа», и пьесу о Маяковском. Пока мне еще не запреще но врачами, хочу бабахнуть во всю силуі Мечтаю я также и о «Чайке», и о театре тишины. Но не дорос. Это без юмора. Режиссер современности должен увле кать, манить, пьянить, пусть немного кру жится голова, когда взбираешься на вер шину. К а р п о в а : В каком порядке будут по ставлены спектакли? О х л о п к о в : Вначале будут поставлены три спектакля в параллель — «Как пожи ваешь, парень?», «Девушка из провинции» и «В горах мое сердце». Вскоре я присту паю к постановке «Ревизора», срок выпус ка — осень будущ его года. «Пугачева» ду маю ставить под музы ку Стравинского «Весна священная» совместно с балетмей стером. Уж е есть люди, которые занима ются литературной основой. Одному-двум актерам дам роль Эдипа и через месяц послушаю . «Дядюшкин сон» ставится для Глизер. Во М ХА Те великолепно играл один Хм елев, остальные обыкновенно. Главного художника у нас нет, и мы д е лаем так, чтобы его и не было. Это для то го , чтобы привлекать больше художни ков, особенно молодых. Вот так закончилось это памятное со брание, на котором Охлопков намечал путь театра на годы вперед. Перечитывая сейчас страницы дневника, думаю , что вы ступление Охлопкова с программной речью по своему значению можно при равнять к знаменитому выступлению Мей ерхольда с докладом «Мейерхольд против мейерхольдовщины». Удались ли самому О хлопкову или его последователям осу ществить мечту о театре-вулкане, театре потрясений? Д алеко не в полной мере. С а мому Николаю Павловичу не довелось по ставить ни «Ревизора», ни «Пугачева», ни «Царя Эдипа» (этот спектакль впоследствии поставил В. Ф . Д удин). Последние годы жизни он принял участие в постановках таких спектаклей, как «Нас где-то ждут» A . Арбузова, «Как поживаешь, парень?» B. Пановой, «В горах мое сердце» У. Са рояна, «Между ливнями» А. Штейна, дра матургическая основа которых была не по масштабам дарования Охлопкова. Не до- - ХО Сибирские огни № 5 велось ему осуществить и своего замысла о создании «Маленького театра», где в «чистом виде» осущ ествлялась бы его мысль о театре, в котором творчество ак тера сливается с творчеством зрителя. Но главные идеи театра Охлопкова вы сказаны в его докладе с исчерпывающей полнотой в яркой публицистической ф о р ме. Будущие поколения художников, оче видно, продолжат и разовьют плодотвор ные идеи новатора советского театра. Пусть же маленьким подспорьем на их не легком пути будет моя запись. Это не сте нограмма, но очень близкое к подлиннику изложение мыслей Охлопкова. 4 апреля. Как-то неожиданно заверши лась моя работа над экспликацией. Ее за щита — одна из четырех, состоявшихся в присутствии Охлопкова. Что и как говорил при этом Николай Павлович, мне кажется, имеет значение для характеристики твор ческих пристрастий нашего мастера. — Сообщение было, кажется, интерес ным,— после долгой паузы произнес О х лопков, и я перевел дыхание. А Николай Павлович продолжал: — Будут вопросы или сразу выступления? Первым взял слово Тулайков. — Экспликация мне очень и очень по нравилась. Она открывает в «Горе от ума» новое, интересное. Я увидел будущий спектакль. По этой экспликации его впол не можно ставить. Убедительность рожда ется доказательностью . Но вызывает сом нение финал спектакля. Если С оф ья любит Чацкого и готова идти за ним, то не сни мет ли это конфликт идей? Ведь все-таки С оф ья — из лагеря Ф ам усова. Не будет ли эта любовь противопоставлена обществен ному долгу? Ведь любовь позволяет Чац кому понять свое место в общей борьбе. Цициновский ничего положительного в моей экспликации не увидел: «Автору хо чется своим спектаклем воспеть подвиг юноши? Я всегда считал «Горе от ума» проповедью свободы, борьбы с николаев ским строем. Не будет ли мельчить спек такль конфликт, построенный на столкно вении долга и страсти? Что вы утверж да ете своей экспликацией, во имя чего ста вите спектакль?» При чем здесь николаевский строй, ес ли комедия написана еще в годы царство вания Александра I, я так и не понял, как не понял, почему должен был ставить спектакль-япроповедь». И с каких пор фи лософская углубленность конфликта спо собна «мельчить» спектакль? Нет, реши тельно я был с Цициновским не согласен. Хорошо, что с ним никто из последующих ораторов не согласился. — Мне очень понравилось образное ви дение режиссера, понравилось, как он строит мизансцены,— сказал стажер Воль ский.— Хорошо, что гости идут через зри тельный зал. Но смущает одно обстоя тельство: имеете ли вы юридическое пра во отождествлять тогдашнее общество со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2