Сибирские огни, 1981, № 5
142 Л. БАЛАНДИН стную для него новость, появлялся на сце не и в течение пяти минут не мог сказать ни слова от смеха. И только после этого выдавливал: «Ну, я ее проведу!» Предыг- ра есть в каждом современном спектакле, все дело в том, чтобы сыграть ее талант ливо. Вот Марцевич в «Современных ребя тах» в сцене, когда выходит пьяным, ве дет большую предыгру. Но предыгра мо жет быть и режиссерская: еще до выхода Медеи ее состояние предваряется игрой няньки. Предыгра есть и в сцене убийст ва детей... Актер де Филиппо большой, интересный, но остальная труппа слабень кая. Режиссерски спектакль поставлен не интересно. — Николай Павлович, в чем вы видите сходство де Филиппо с Чаплиным? — Филиппо, как и Чаплин, делает каж дого бедного внутренне богатым. Но Чар- п и— гений, а Филиппо — талант. К тому же у него нет режиссера, который мог бы ему сделать нужное замечание. Это очень плохо, когда человек сам себе царь. — В 1960 году в журнале «Театр» была напечатана ваша полемика с Товстоного вым, как вы относитесь к ней сейчас? Зная, как болезненно переживал тогда Николай Павлович эту дискуссию, мы на сторожились. Но Охлопков ответил просто, без тени замешательства: — Дискутировали мы с Товстоноговым зря. Это пошло на пользу третьим, нашим врагам, тем, кто не хочет искать, экспери ментировать, кто хочет жить в спокой ствии. Если бы Шостакович нападал на Хачатуряна, это пошло бы на пользу толь ко консерваторам. Товстоногов очень та лантливый режиссер. Вот когда мне до конца стал ясен смысл того знаменательного дня в ВТО, когда Охлопков вместе с Завадским отправи лись на занятия в лабораторию Товстоно гова и где у них, по-видимому, состоялось примирение. Перечитывая свои дневники, я вижу сей час, как последователен был Охлопков в проведении своей программы, какой мо гучий толчок его творчеству дали реше ния XX съезда партии. И эта его идея консолидации сил новаторов, эксперимен таторов, ищущих новых путей в искусстве, и стремление опираться на зрительские массы, и проведение открытых репетиций с целью сближения творческих группиро вок на базе единства целей, и эта его идея создания «Маленького театра», где нельзя было бы «наигрывать», фальши вить, и его настойчивые опыты применения новинок театральной техники (век НТР!) — все это звенья глубоко продуманной про граммы. И при этом — удивительное чувство творческой независимости. Я бы сказал, независимости от случайного, суетного. Свидетельством этому можно привести совершенно необычную афишу «Совре менных ребят», которую мы увидели в день премьеры приколотой рядом с до с кой объявлений. Ничего подобного ни в одном театре нам видеть не доводилось. Обычно, сы г рав премьеру, режиссер и актеры с тре петом ждут оценки их работы, особенно в виде рецензий. Волнуются, боятся вы сказать свое собственное мнение прежде, чем появится официальное. А здесь — все не так. На афише наклеен листок, и на нем за подписью Охлопкова и директора теат ра Карманова дана... подробнейшая ре цензия на спектакль, благожелательно ра зобраны чуть ли не все актерские работы, дана оценка и режиссуре, и художнику. Неслыханное дело! Коллективу ясно: что бы ни сказали в дальнейшем газеты, кри тики, театр уже свершил свой суд и отка зываться от него не намерен. Это не было проявлением самоуверенности, это была твердая уверенность в своей творческой позиции. А без уверенности — какое мо жет быть творчество?! Театральный корабль, ведомый Никола ем Павловичем Охлопковым, шел в общем русле реалистического искусства, но шел своим особым путем, отстаивая идеи поэ тического театра, театра монументального публицистического звучания. О чем меч тал, к каким берегам направлялся этот удивительный корабль? Охлопков не д е лал секрета из своих творческих замыслов. Его доклад коллективу театра, сделанный 2 апреля 1962 года, пожалуй, последнее его публичное высказывание своего худо жественного кредо главного режиссера театра. Насколько помню, доклад не был застенографирован. Вот соответствующие страницы моего дневника. 2 апреля. Сегодня объявлен доклад О х лопкова «Наш театр сегодня». Репетицион ный зал полон. Заведующий производст венным сектором местного комитета от крывает собрание, Охлопков вооружен листками, томиком Маяковского. — Каждый ведущий артист и режиссер должен встречаться со своим коллекти вом, чтобы сообща обдумывать будущ ее, яснее понимать настоящее,— так начал Николай Павлович.— Прошло то время, когда актер дум ал только о том , чтобы сыграть свою роль, возвыситься в глазах домочадцев, а главным образом, в глазах домоуправления, получить лестные отзы вы и на этом успокоиться. Нужно открыть окна и двери нашего театра, чтобы боль ше людей на нас влияло. Тогда и мы бу дем больше влиять на других. Мы должны собираться, чтобы проверить наше ору жие — не сбита ли мушка, не заржавел ли ствол, не взорвать бы нам самих себя. Че го греха таить, есть у нас театры, которые не пылают, а тлею т. Мы носим высокое имя Маяковского. В связи с этим нас упрекают — почему не ставим «Баню»? Почему не ставим «Мисте- рию-буфф»? «Мистерию» я уже ставил в 1921 году в Иркутске. Но дело не в том, чтобы непременно ставить самого М ая ковского. Главное — в соблюдении тради
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2