Сибирские огни, 1981, № 5
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 141 ми своими знаниями. Современный ак тер — марксист, философ , воинствующий и боевой. Иногда его можно провоцировать, как в медицине, когда от малярии лечат укусами комаров. Но нельзя актерам вкладывать в рот разжеванную пищу. В своей экспликации нужно предусмотреть вопросы к актерам. Никто еще не писал так экспликаций — в форме диалога. А это нужно. После этого слово предоставляется ху дожнику спектакля Е. К. Манке. Показы вая свой макет, он дает толкование образ ного видения спектакля. Сцена должна быть одета в черный бархат. Небольшим количеством деталей обрисовано внутреннее убранство бака лейной лавки, где в основном разворачи вается действие. Сцену опоясывает винто образный станок, по которому можно хо дить во время поворота круга. Движение актеров вверх по наклонной плоскости станка должно давать ощущение подъема в горы, о которых все время мечтают ге рои — американцы армянского происхож дения. Но главная определяющая деталь оформления — огромный диск, парящий в воздухе, он может двигаться вместе со станком, подниматься и уплывать. На фоне этого золотистого круга человек должен выглядеть возвышенно, диск символизи рует солнце. Поскольку спектакль намечен к постановке в так называемом «Малень ком театре», которы й' Охлопков намере вался создать при театре (другое название этого мини-театра — «Карманный театр») в одном из фойе, то Николай Павлович осо бо внимателен к каждой детали будущей премьеры. , — «Солнце» нельзя использовать другой стороной, как вы это предлагаете во вре мя сцен в бакалейной лавке. Еще нужник на нем нарисовали бы! Вы же опоганили солнце. М а н к е : Так здесь оно уже не «солн це», а просто рекламный круг. О х л о п к о в : Зритель уже привык счи тать этот круг солнцем, и потому его нельзя использовать в другом значении. Как вы будете показывать мечты об А р мении? М а н к е : Будем проецировать виды Ар мении на «солнце». О х л о п к о в : Проецировать лучше кар тины Сарьяна. (Вновь придирчиво разгля дывает макет.) Черный бархат лучше за менить. Ц и ц и н о в с к и й : Почему, Николай Павлович? О х л о п к о в : Получится что-то могиль ное. Черным цветом оформляли «кабине ты ужасов». На моей памяти все спектакли в черном цвете проваливались. Лучше одеть сцену в глубокий синий цвет, это даст глубину. А вот бытовая деталь — по тертый коврик — это хорошо. Дает пред ставление об их жизни. Охлопков еще раз придирчиво разгля дывает макет. Чувствуется, что он ему нравится. Решение судьбы будущ его спек такля приходит неожиданно: — Я долго искал пьесы, чтобы открыть наш «Маленький театр», но пока еще не нашел,— говорит Николай Павлович,— так вот, пока нет других пьес, делайте оформ ление на основную сцену. Решайте, мо жет быть, сделать выход через зал? Я не обязываю, но подумайте. Ц и ц и н о в с к и й : Мы уже думали оформить зрительный зал и фойе крик ливой рекламой, иллюминацией... О х л о п к о в : Нет, зал оформлять под Америку не надо — тогда наша публика будет «сидеть в Ам ерике», сольется с Америкой. Но главн о е— решите для себя, за что идет борьба? На этом защита экспликации заканчива ется. Цициновский сияет. Еще бы! Ему доведется ставить спектакль на основной сцене прославленного московского театра с его великолепными актерами! Мы все лопаемся от зависти, хотя и радуем ся за успех товарища *. Разговор перекидывается на текущие театральные дела. Николай Павлович охот но отвечает на все наши вопросы. — Вчера смотрел итальянцев. Эдуардо де Филиппо пишет о простых людях. Центральная его мы сль: «Бедному чело веку хорошо бывает только тогда, когда он живет призраками». Д о того тяжела его жизнь, что только в призрачных мечтах возможно счастье. Как видите, эта тема перекликается с темой Чарли Чаплина. Но у Чаплина дело доходит до трагедии, а де Филиппо лишь подходит к трагедии, гДе- то близок ей, но никогда не поднимается до нее ни как актер, ни как драм атург. Он как бы боится поставить точку над «и». Он явно противоречив — одновременно и передовой художник, и мещанин. Ставит вопросы, но ответов на них не дает, о тде лывается шутками. И так у него во мно гих пьесах. Филиппо изумительно иг рает. Берет многое от комедии дель арте. Но у него все его персонажи — жи вые люди, и сам он, как исполнитель, очень хорош в этой своей живости, естест венности. Если бы так же играли в Малом театре! Но там только Ильинский и Кон стантинов естественны. Ох как часто Охлопков язвил в адрес тех, кто склонен к декламационности, кто, по его мнению, недостаточно правдив на сцене! Малый театр он сейчас припомнил, очевидно, потому, что именно на этой сце не проходили гастрольные спектакли итальянцев. Охлопков продолжал: — Филиппо очень хорошо слушал не видимого партнера-профессора. Это прекрасный пример предыгры. В подоб ных случаях очень хорош был наш Лен ский. В спектакле «Много шума из ниче го» он выступал в роли Бенедикта. Его ге рой подслушивал разговор, из которого узнавал, что Беатриче якобы его безумно любит. Ленский, услышав потрясающе ле-1 1 Спектакль у Цициновского получился неплохим, с настроением, его положительно оценили рецензенты. Но в репертуаре «В горах мое сердце» не удержался, очень быстро сошел со сцены.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2