Сибирские огни, 1981, № 5
136 ж Л. БАЛАНДИН Как нужно относиться к актерским пред ложениям? Актеру захотелось встать, за хотелось пробежать — уважь. Но сделай, чтобы мизансцена для актера была и вкус ной, и трудной. Новым методом я ставил «Иркутскую историю». «Прочли? Разобрались в сце н е?— спрашиваю Мизери, Лазарева и Мар цевича.— Понятно?» — «Понятно»,— отве чают. «Действуйте!» Они.встали из-за сто ла, постояли и опять сели. (См ех.) Потом осмелели, попросили гитару (ее еле раз добыли, реквизитора не было на месте). Мизери стала пританцовывать. Ее обще ние с партнерами стало не впрямую, а че рез задоринку. Задаст вопрос Виктору, а сама в танце следит за реакцией Сергея (Николай Павлович с предполагаемой ги тарой в руках довольно четко приплясы вает, отбивая ритм каблуками). Так сразу, без долгих дискуссий, появился второй план. Сцена сразу зажила. Не выходите на мизансцены на толстой подошве. Подошвы ботинок должны быть тонкими, как у боксера, пусть даже дыря вые, тогда легко все пробовать. Когда я после школы Мейерхольда на чал ставить сам, то у меня мизансцены были такой длины, что можно было бы ими пять раз земной шар опоясать. Теперь стал скупее. Мизансцена не равна движе нию, она равна действию. Сегодня мы должны принять форм улу о психофизиче ском действии с'удар ением на «психо». Пусть актеры ищут, растут, становятся все более интеллектуальными, потому что ос нова мизансцены — психологическое дей ствие. Во МХАТе Немирович-Данченко говорил актеру: «Что вы наигрываете? Не ищите жену, а ищите иголку». Неверный совет! Ж ену не ищут, как иголку. Нельзя убирать психологию. Каждая роль должна быть трудной для психологического ее раскрытия. Чувства, как птицы, должны доверчиво прилетать в грудь актера. Я в санатории приманивал птиц. Выйдешь из комнаты, и если фор точку оставишь открытой, завтрака уже не ищи. Влетают, птицы и все склевывают. Потом я стал нарочно их подкармливать. О ткрою баночку простокваши (сниму та кую железную крышечку) и отвернусь. Птицы клюю т— и перестали меня бояться.. Вот так же нужно раскрыть свою грудь для чувств. Пусть они, как птицы, не бо ятся влетать в вашу душ у. Не бойтесь чувств, зовите их, приманивайте! А как у нас бывает, когда работают по методу физических действий? Актеру го во р ят— повернись и убегай в дверь. А он должен сыграть сцену, когда застал жену в объятиях соперника! А тут — «повернись и выбеги»! Какие уж тут чувства! Ничего нет — сплошное «физическое действие». Микеланджело и Леонардо да Винчи изучали геометрию , чтобы знать, где про вести золотое сечение жизни. Но они не засушили себя. А мы и геометрии боимся, потому что кто-то сказал, будто сцена — сама жизнь, и чувств на сцене стали бо яться. Психологи утверждаю т, что человек по бежал от бомбы потому, что испугался, а не наоборот: испугался потому, что побе жал, как это пытаются доказать сторонни ки метода физических действий. При стол кновении с фактом , явлением жизни вна чале возникает чувство, а потом реакция. Никогда не бойтесь чувств, чувственное восприятие первично. Протяните стон этой мизансцены, почувствуйте ее пульс. Во Франции я видел пошлое ревю. Но там были интересные вещи. Вот есть на корабле такое место, где топят... ну, ко чегары еще там... как это называется?.. (Охлопков устал.) — Кочегарка, котельная,— подсказы ва ем ему. — Вот, это самое. Пять негров бросают в топку уголь. Вдруг по ошибке туда за скочила белая женщина. Прелестно сло жена, волосы роскошные — рыжая копна. Один из кочегаров сразу захлопнул за ней двдрь и задвинул задвижку. Все пятеро двинулись на женщину. Вот это было са мое интересное — как они шли, отталки вая друг друга, пытаясь друг друга опе редить, перехитрить. М ежду товарищами нырял маленький невзрачный негр. Прямо грудью шед высокий красавец — уж он-то был уверен, что именно ему она... (О хлоп ков запинается и меняет конструкцию фразы )... что именно он овладеет женщи ной. Но он тоже ничего не добился, по тому что вбежад белый, жених женщины. Ну, дальше пошла пошлость. Но когда ж е них вынес женщину на палубу, тоже было любопытное место. Он положил ее и сам прилег рядом. Прилег мягко, как дгивот- ное, и поцеловал. Вот как поцеловать? На этот счет французы большие мастера. Наши не умеют в фильмах делать поце луи. По этому поводу меня спрашивали во Франции: «А как у вас обстоит дело с деторождаемостью? С удя по вашим филь мам, у вас это дело прекратилось в 17-м году...» (Общий смех.) Потом Охлопков перескакивает на д р у гую тему, рассказывает о встречах с ка надским О телло. Многое он повторяет, забыв об этом. Усталость у него проявля ется в забывчивости, в усиливающейся фрагментарности речи. Но в данном слу чае понятно — он еще раз подтверждает примат чувства над физическим действием. — Я спрашиваю исполнителя: «А как бы вы поступили, если бы у вашего О телло не оказалось кинжала?» — «Разбил бы го лову о дерево... Задушил бы себя своими руками...» Николай Павлович показывает, как де монстрировал перед ним предполагаемые действия канадский актер. В показе ощу тимо было внутреннее клокотание, огром ной силы чувство, которое не могло не выплеснуться, неважно в каком виде. Именно чувство рождало физическое дей ствие, а не наоборот. На этом занятие закончилось. 26 марта. Мы с Эрдни Горя Манжиевым сидим на спектакле «Современника». Идут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2