Сибирские огни, 1981, № 5

136 ж Л. БАЛАНДИН Как нужно относиться к актерским пред­ ложениям? Актеру захотелось встать, за­ хотелось пробежать — уважь. Но сделай, чтобы мизансцена для актера была и вкус­ ной, и трудной. Новым методом я ставил «Иркутскую историю». «Прочли? Разобрались в сце­ н е?— спрашиваю Мизери, Лазарева и Мар­ цевича.— Понятно?» — «Понятно»,— отве­ чают. «Действуйте!» Они.встали из-за сто­ ла, постояли и опять сели. (См ех.) Потом осмелели, попросили гитару (ее еле раз­ добыли, реквизитора не было на месте). Мизери стала пританцовывать. Ее обще­ ние с партнерами стало не впрямую, а че­ рез задоринку. Задаст вопрос Виктору, а сама в танце следит за реакцией Сергея (Николай Павлович с предполагаемой ги­ тарой в руках довольно четко приплясы­ вает, отбивая ритм каблуками). Так сразу, без долгих дискуссий, появился второй план. Сцена сразу зажила. Не выходите на мизансцены на толстой подошве. Подошвы ботинок должны быть тонкими, как у боксера, пусть даже дыря­ вые, тогда легко все пробовать. Когда я после школы Мейерхольда на­ чал ставить сам, то у меня мизансцены были такой длины, что можно было бы ими пять раз земной шар опоясать. Теперь стал скупее. Мизансцена не равна движе­ нию, она равна действию. Сегодня мы должны принять форм улу о психофизиче­ ском действии с'удар ением на «психо». Пусть актеры ищут, растут, становятся все более интеллектуальными, потому что ос­ нова мизансцены — психологическое дей­ ствие. Во МХАТе Немирович-Данченко говорил актеру: «Что вы наигрываете? Не ищите жену, а ищите иголку». Неверный совет! Ж ену не ищут, как иголку. Нельзя убирать психологию. Каждая роль должна быть трудной для психологического ее раскрытия. Чувства, как птицы, должны доверчиво прилетать в грудь актера. Я в санатории приманивал птиц. Выйдешь из комнаты, и если фор­ точку оставишь открытой, завтрака уже не ищи. Влетают, птицы и все склевывают. Потом я стал нарочно их подкармливать. О ткрою баночку простокваши (сниму та­ кую железную крышечку) и отвернусь. Птицы клюю т— и перестали меня бояться.. Вот так же нужно раскрыть свою грудь для чувств. Пусть они, как птицы, не бо­ ятся влетать в вашу душ у. Не бойтесь чувств, зовите их, приманивайте! А как у нас бывает, когда работают по методу физических действий? Актеру го­ во р ят— повернись и убегай в дверь. А он должен сыграть сцену, когда застал жену в объятиях соперника! А тут — «повернись и выбеги»! Какие уж тут чувства! Ничего нет — сплошное «физическое действие». Микеланджело и Леонардо да Винчи изучали геометрию , чтобы знать, где про­ вести золотое сечение жизни. Но они не засушили себя. А мы и геометрии боимся, потому что кто-то сказал, будто сцена — сама жизнь, и чувств на сцене стали бо­ яться. Психологи утверждаю т, что человек по­ бежал от бомбы потому, что испугался, а не наоборот: испугался потому, что побе­ жал, как это пытаются доказать сторонни­ ки метода физических действий. При стол­ кновении с фактом , явлением жизни вна­ чале возникает чувство, а потом реакция. Никогда не бойтесь чувств, чувственное восприятие первично. Протяните стон этой мизансцены, почувствуйте ее пульс. Во Франции я видел пошлое ревю. Но там были интересные вещи. Вот есть на корабле такое место, где топят... ну, ко­ чегары еще там... как это называется?.. (Охлопков устал.) — Кочегарка, котельная,— подсказы ва­ ем ему. — Вот, это самое. Пять негров бросают в топку уголь. Вдруг по ошибке туда за­ скочила белая женщина. Прелестно сло­ жена, волосы роскошные — рыжая копна. Один из кочегаров сразу захлопнул за ней двдрь и задвинул задвижку. Все пятеро двинулись на женщину. Вот это было са­ мое интересное — как они шли, отталки­ вая друг друга, пытаясь друг друга опе­ редить, перехитрить. М ежду товарищами нырял маленький невзрачный негр. Прямо грудью шед высокий красавец — уж он-то был уверен, что именно ему она... (О хлоп­ ков запинается и меняет конструкцию фразы )... что именно он овладеет женщи­ ной. Но он тоже ничего не добился, по­ тому что вбежад белый, жених женщины. Ну, дальше пошла пошлость. Но когда ж е­ них вынес женщину на палубу, тоже было любопытное место. Он положил ее и сам прилег рядом. Прилег мягко, как дгивот- ное, и поцеловал. Вот как поцеловать? На этот счет французы большие мастера. Наши не умеют в фильмах делать поце­ луи. По этому поводу меня спрашивали во Франции: «А как у вас обстоит дело с деторождаемостью? С удя по вашим филь­ мам, у вас это дело прекратилось в 17-м году...» (Общий смех.) Потом Охлопков перескакивает на д р у­ гую тему, рассказывает о встречах с ка­ надским О телло. Многое он повторяет, забыв об этом. Усталость у него проявля­ ется в забывчивости, в усиливающейся фрагментарности речи. Но в данном слу­ чае понятно — он еще раз подтверждает примат чувства над физическим действием. — Я спрашиваю исполнителя: «А как бы вы поступили, если бы у вашего О телло не оказалось кинжала?» — «Разбил бы го­ лову о дерево... Задушил бы себя своими руками...» Николай Павлович показывает, как де­ монстрировал перед ним предполагаемые действия канадский актер. В показе ощу­ тимо было внутреннее клокотание, огром­ ной силы чувство, которое не могло не выплеснуться, неважно в каком виде. Именно чувство рождало физическое дей­ ствие, а не наоборот. На этом занятие закончилось. 26 марта. Мы с Эрдни Горя Манжиевым сидим на спектакле «Современника». Идут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2