Сибирские огни, 1981, № 5
В ТЕАТР ВЛЮБЛЕННЫЕ 135 бора репертуара. Можно поставить пьесу, и о тебе напишут лестную рецензию (если не сам автор пьесы, то его товарищи). Но тебе не простят в будущ ем, если ты гулял с драматургом , который недостоин сцены. Режиссерское искусство считает для се бя важнейшим делом уметь- работать с актером. И здесь так же, как мы ищем образ спектакля, как ищем образ- вместе с актером и художниом, так же важна мизансцена, которая служит для тонкого, глубокого раскрытия человека в человеке. Мизансцена находится в сложном пере плетении психологического, социального, исторического, бытового начал. Искусство должно учиться у жизни. Так же и мизан сцена — приди и поклонись жизни, «а» в искусстве — это жизнь. Только «от театра» брать мизансцены нельзя. Жизнь богаче на выдумки. Когда нам жизнь загадывает загадки — не сразу найдешь ответ. Это не так, как на сцене, когда нам все ясно с первого акта. Искусство мизансцен нужно брать у жизни. Вы хотите сделать интересным уход человека из каф е: «У тебя белая нит ка на спине!» Ка-ак он завертится! А не прямо уйдет в дверь. Вы хотите поставить массовую сцену. Вспомните, как окружают люди машину после аварии. А куда девать номерок, ко торый вам выдают в бане? Как ждут свою очередь в парикмахерской? Как осматри вает парень девушку? Как пожилой уха живает за молодой? Мы вечные ученики природы. Там не истощимый кладезь для выдумки, чудо вищная фантазия, каждодневное изобре тение. Но... недаром классик сказал: «Учи тесь у природы, но идите дальше нее». Охлопков внезапно останавливается и бросает коротко — «Покурите». Мы от правляемся на перерыв. После антракта Николай Павлович продолжает с немень шим энтузиазмом: — В качестве подтверждения первейше го значения натуры , жизни, приведу при мер с Репиным. Молодой еще тогда ху дожник принес ректору Петербургской Академии художеств Бруни свой этюд. Мэтр раскритиковал композицию, посове товал вырезать из бумаги фигурки и, п е редвигая их, найти более красивую ком поновку. «Хороший совет старой школы,— вспоминал Репин.— Но я смеялся над ним. Нет, жизнь, жизнь ловить нужно, а не слу чайное подтасовывание». Ну, а как поступаю я? Придумываю ми зансцены на репетиции или заранее го товлю? Стараюсь не забыть то, что видел в жизни. А что же в мизансценах не от жизни? Леонардо да Винчи не был модерни стом, он писал, что внучка природы — жи вопись— родилась от жизни. Но в то же время утверждал, что учиться нужно не только у жизни, но и творить то, чего при рода еще не создала. Теперь мы подошли к очень опасному рубеж у, откуда легкий путь к формализму. Пикассо был реалист, хотя создавал свои картины не в духе «подножного ре ализма», как это у нас бывает, когда, по смотрев картину, ты убеждаеш ься лишь в том, что это действительно девуш ка, а не лес. Нет, Пикассо никогда слепо не сле довал за природой. Но в дальнейшем он вышел за грани того, что мы можем на зывать реализмом. Когда Пикассо рисо вал лошадь, то поначалу это был реали стический рисунок. Но потом появились — туловищ е-треугольник. вместо хвоста — пружина. Нам нужно этого опасаться. Не терять того, что могло бы быть в жизни. В Стратфорде и в Канаде я видел спек такли, где сцена на 3/4 окружена зрите лями. Мизансцены там совсем не похожи на наши. Поскольку, по их мнению, д еко рации у Шекспира не нужны (они написа ны в самом тексте), то сцена у них голая. Актеры толпятся, мешают нам увидеть главное. Рассуждают постановщики так: в жизни — машина задавит кошку, вы сразу ее увидите? Нет, надо протиснуться через толпу и заглянуть через спины. Так, рас суждают они, должно быть и в театре. Но ведь мизансцена — не слепок жизни, а выразитель идеи спектакля. Поэтому она и не может копировать жизнь. Что такое мизансцена? Это борьба. Это взрыв чувств. Это — оружие. Нужно по нять, что для каждой пьесы может сущ е ствовать свой принцип мизансцен. Как строить мизансцены в «Иркутской исто рии»? А в «Медее»? Для меня это всегда было вопросом вопросов. Для одной пье сы изберешь круговую мизансцену, для другой — диагональную. Вот мне понравился ваш галстук. В о д ном случае я обхожу вас незаметно, в другом — подошел впрямую. (Показывает.) Очень хочу поставить есенинского «П у гачева». Клочкастая пьеса, но мизансценно ее домыслить возможно. Какой будет у меня там мизансцена? Отвечу на этот во прос, когда пойму борьбу, составляющую содержание пьесы. Когда Мейерхольд ставил «Учителя Бу- буса» Ф айко, то включил в спектакль м у зыку и строил мизансцены отнюдь не как кратчайшее расстояние между людьми. Когда Сальвини подходил к сцене с Яго, то не сразу бросался его душить. Он д е лал о тк а з— как бы удивлялся, отходил прочь, заходил за стол (Охлопков проде лывает все эти действия), потом прыгал через стол на Яго и вырывал у него ята ган. «Идти дальше жизни»... Если нет авторской ремарки, придумай ее, как придумал Станиславский сцену по хищения Дездемоны , переполох в доме Брабанцио. Мизансцена — дочь природы и живопи си. Ей знакома и скульптура, ее родная се стра музыка. Мейерхольд утверждал важное значение диагональной мизансцены. Здесь я отсы лаю вас к журналу «Театр» за 1934 год. Там в номере втором есть обстоятельная статья Варпаховокого. Но смешно утверж дать, что диагональ — это все. Мизансцена должна давать огромный предлог для иг ры актера (надо найти термин поточнее).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2