Сибирские огни, 1981, № 5

118 И. ЧИРКОВ для него чем-то невообразимым и необъ­ яснимым: множество машин гудят, роко­ чут, будто пытаются обогнать одна д р у­ гую. Как зачарованный, смотрел Кузьма на ловкую работу загорелых до черноты парней в очкастых кепках. И вдруг один из них кинул ему лопату: — А ну, спробуй сам! Шабалов поймал на лету лопату, а вот бросить порошок в печь не сум ел. Ди­ вился: вроде привычный инструмент в ру­ ках, но не получается — как ни старался, как ни суетился. Кончилось тем, что вме­ сте с порошком закинул и лопату в печь. Ну и посмеялись над ним подручные ста­ леваров! Настроение совсем упало. И пошел он к Сашке, в доменный цех. И там не легче оказалось. Что делать? Куда податься? Вы­ ручил земляк, ельцовский парень А лек­ сандр Лучинкин. Поглядел он на Кузьму, смерил оценивающим взглядом с ног до головы и сказал: «Пойдем на мартены, выдюжишь. Поможем». , Вот так по подсказке Лучинкина, да и по своему разумению, выбрал Кузьма самую жаркую профессию — Сталевара. Припи­ сал себе годов и поступил в фабрично-за­ водское училище. Наголо остриженный, в форменной спе­ цовке с блестящими пуговицами, сидел он за партой вместе со вчерашними таежни­ ками и пахарями, познавал, что такое ре­ генераторы мартеновских печей, для че­ го нужны шлаковики, насадки, как рассчи­ тывают шихту и многие другие премуд­ рости. Сталеварение преподавал молодой ин­ женер Леонид Сергеевич Климасенко. Многого наслышались от него фэзэушни- ки. Одну его мысль Кузьма, как говорит­ ся, зарубил себе на носу: — В училище, — говорил Климасенко, — вы узнаете только азы. Здесь вы получите крылья, а летать должны научиться сами. Учитесь у сталеваров, набирайтесь опыта, сноровки, умения. Другой раз вот так поднимал он дух бу­ дущих сталеваров: — Столетия живет мартеновское произ­ водство, созданное англичанами Симмен- сом и Мартеном. Много воды утекло за это время. Сварено море стали, много сделано открытий в сталеварении, а белых пятен еще достаточно. Завидую вам, ре­ бята! Вам предстоит заполнить эти пятна. Вот ведь как! Не сталь варить, не про­ сто работать, а заполнять белые пятна на технологической карте сталеварения. Кузьма слушал эти высокие слова, затаив дыхание, все больше проникаясь уважени­ ем к избранной профессии. Мастер производственного обучения Ни­ колай Клюев по внешним признакам был полной противоположностью Климасенко: рослый, спокойный, неторопливый. Он брал в руки лопату и говорил: — Вот так ее нужно держать, вот так за­ брасывать в печь порошок, чтобы ложил­ ся точно туда, где он необходим. Клюев водил своих учеников в соседние цехи, чтобы они знали не только, как ва­ рят сталь, водил на копры, где разделы ­ вают брак. — Вот этого «козлища» тонн на восемь­ десят, — расоказывал он, — состряпал сталевар-хвастунишка Князев, а вон того, поменьше, — мастер Громов. Бросовый металл, свиньям на подковы. Шихта, мате­ риалы — все прахом, труд сотен людей — насмарку. И не только объяснял, почему это про­ изошло, но и знакомил с лучшими стале­ варами и их подручными, с которых надо брать пример. Стайками ходили фэзэушники за высо­ ким, добродушным «дедушкой Михаи­ лом» — Буркацким, академиком сталева­ рения. Как никто другой, он умел просто и доступно рассказывать о сложных и тонких нюансах профессии. Лучшего на­ ставника найти трудно. «Сталь варить — глаз треба приучить, — говаривал Михаил Васильевич молодежи,— шоб промашки не давали. Бо перегреешь металл — по­ рвется на прокате, недогреешь — из печи не выпустишь. Вот и лови золотую сер е­ динку». По рекомендации Климасенко Кузьму Шабалова направили подручным к стале­ вару Дроздову. Он поднабрался опыта еще на практике. Научился швырять поро­ шок, править пороги. Умел различать «сы­ рой» и «спелый» металл, по внешнему ви­ ду пробы, по искрам, по излому и изгибу шомпола точно определял химический со­ став стали. Дроздов встретил Кузьму как старого друга. Протянул шершавую ладонь и ска­ зал: — Ну, здорово, миленок! Меня зовут по-разному: салажата — дядей Мишей, ровня — Александрычем. Как будешь на- величивать — твоя забота, корень не в звании. — Тут он лукаво сощ урился.— А в чем корень? В чем, по-твоему, корень? — Слушаться вас, дядя Миша, — бойко ответил Кузьма. — Хм, слушаться! — недовольно хмыкнул Дроздов.— Обрадовал... К примеру я буду указывать, а ты за моей указкой ходить, а печь жди, плавка гибни. Так нас с тобой, миленок, куры загребут. Нет, так негоже. Корень, миленок, в самостоятельности. Самому соображать надо. Михаил Александрович Дроздов в мо­ лодости служил во флоте, в речи его при­ чудливо переплетались специальные тер­ мины и матросские поговорки, выраже­ ния. «Вот теперь завяжем плавочку тугим узелком, а потом — полный вперед!» — нередко слышалось у печи. Учитель он был строгий. Не терпел грубиянов и пу­ стомель. Сам работал в полную силу и от других требовал того же. Многому на­ учился у Дроздова Шабалов, а «взять печь в руки» не успел... Весной получил Кузьма Шабалов повест­ ку из военкомата. Шел 1939 год. Кузьма готовился к призыву — занимался спор­ том, много читал. Он мечтал попасть во флот, как Дроздов. И мечта его сбылась.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2