Сибирские огни, 1981, № 4
192 у к н и ж н о й п о л к и родителей или невесту, дерево выбиралось потолще — такое, какое было не под силу поднять одному человеку». Научное значение книги «Семейная об рядность народов Сибири» очевидно. Этот коллективный труд является новым шагом в обобщении, систематизации и теоретиче ском осмыслении этнографических матери алов, накопленных наукой. Фундаментальные труды «Народы Сиби ри» (1955 г.) и «Историко-этнографический атлас народов Сибири» (1961 г.) способство вали углубленному исследование важных этнографических проблем, позволили вы явить древние генетические и культурные связи отдельных этнических образований Сибири. «В частности, удалось показать наличие древних связей северных алтайцев с угра ми, коряков с тунгусами, наметить на тер ритории Сибири контуры древних историко- культурных областей...» — пишет во введе нии к сборнику И. С. Гурвич, редактор этого труда. Если методика систематизации и карто графирования элементов материальной культуры достаточно разработана, то в ос воении этнографического материала по раз делу обрядности сделаны только первые шаги. И тем отраднее отметить их состоя тельность и перспективность, ибо они слу жат общему делу — уяснению всеми того факта, что Сибирь ценна не только полез ными ископаемыми, нефтью и лесом, но главная ее ценность в том, что народ ее имеет богатейшую многовековую культуру, сказавшуюся во всем — от необозримого эпоса до нынешней новой письменной ли тературы, от декоративно-прикладного ис кусства до самопонимания и понимания ми ра, отразившихся, в частности, и в семейных обрядах. Александр ВАШУРИН. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. _ „ Ж урнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 4 - 1981 г. Западно-Сибирское книжное издательство, 630099, Новосибирск, Красный проспект, 32. Художественный редактор А. И. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и ; Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 22-19-41, зам. гл. ред. — 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67, отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-50, отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 20.12.80 г. Подписано в печать 20.02.81 г. МН00222. Формат 70x108/16. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Уел. печ. л. 16.80. Уч.-изд. л. 20,33. Тираж 123000. Заказ 3003. Цена 50 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104. ном обряде давно делаются в Молдавии, на Украине и в других республиках, и это не только придает церемонии бракосоче тания дополнительную торжественность, но и выявляет в этой церемонии ее духов ный смысл — допустим, молодые клянут ся на хлебе не только верности друг дру гу, но и верности своей земле, своему де лу. Несомненно, что какие-то реальные, позитивные, лишенные мистики детали можно было бы почерпнуть и из старых обрядов народов Сибири и использовать их в наши дни, тем самым изживая известную канцелярность бракосочетания. Смотрите, сколько поэзии только в од ном из эпизодов алтайской свадьбы: «Как только в жилище молодых зажига ли огонь, их снова сажали за занавес, род ственник со стороны девушки брал в руки ружье и, приподняв трижды занавес, про износил благословение. Тексты благопожеланий были произволь ными: В затемненном твоем айиле Пусть ребенок в люльке качается, Пусть все хорошее падает на твою дверь, Пусть твой подол дети топчуті Пусть сзади тебя скот ходит! Пусть в загоне будет много скота!.. После благословения молодая женщина выходила из-за занавески и шла к очагу, где должна была сварить свой первый чай...» Трудно удержаться, чтобы не цитировать далее и далее. Вот из юкагирской свадь бы: «Сватовство сопровождалось определен ным обрядом: после изложения сватом просьбы жениха выдать за него дочь, ее отец брал топор и валил в лесу сухое де рево. Жених должен был поднять дерево и перебросить его через чум своей неве сты. Если жених не устраивал почему-либо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2