Сибирские огни, 1981, № 4

УКНИЖНОЙполки израсти нечто по-настоящему современ­ ное, способное перенести засухи меняю­ щихся веяний, где гибнет все случайное. Именно в такой устойчивой связи усмат­ ривается современность лучших стихотво­ рений, созданных И. Федосеевым. Как всякий настоящий поэт, устремляясь на­ встречу интернациональному братству и находя все новые и новые возможности общения и взаимопонимания, он не может время от времени не возвращаться к самой сокровенной своей родине — родному аласу. Одно из стихотворений книги так и называется «В родном аласе». В нем по­ эт признается, что, хоть «облетел всю пла­ нету, много шатался по белому свету, но от Чукотки и до Кавказа нету прекрасней род­ ного аласа». Юность вернула свежесть и силы. Прыгаю я, соревнуясь в кылыы. Или, разувшись, н а в е р н я к а я догоняю бурундука. В этих местах, запомнивших его первые шаги, «снова нашлось, что потерялось», «хочется уткой в пруд окунуться, ил взба­ ламутить, от дна оттолкнуться...» И хотя в этом же стихотворении звучит грусть понимания того, «что уже не вер­ нется детства и юности дерзкое солнце» — у поэта Ивана Федосеева еще многое впе­ реди. И нет сомнения в том, что, оттолк­ нувшись от «очередного возвращения в родные места», поэт наберет новую высоту и подарит читателям еще не одну книгу своеобразных стихотворений о людях и земле прекрасной Якутии. А. РОМАНОВ Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. Москва, «Наука», 1980. Практически для всех сфер художест­ венной жизни наших дней характерно при­ стальное внимание к этнографии, к истории быта, выраженной в предметах, к той части истории духа народа, которая сказалась в фольклоре, обрядах, поверьях. Элементы эстетизации предметов обихода наших предков отчетливо видны, скажем, на эстраде. Репертуар, звучание старинных народных инструментов в популярном ан­ самбле «Песняры» или концертные полу­ шубки и валенки Красноярского ансамбля песни и пляски Сибири, дотошное воспро­ изведение и откровенное любование при­ ческами, одеждами, безделушками, интерь­ ерами пятидесятых годов в фильме Н. Ми­ халкова «Пять вечеров», или самовары, лапти, иконы, украшающие интерьер со­ временной квартиры — все это — прояв­ ление, фиксация интереса к старине, кото­ рая теперь нам представляется художест­ венно цельной в ее внешнем выражении. Эстетизированная старина в контрасте с современностью породила особый стиль в 191 современном искусстве, называемый «сти­ лем ретро». Однако мода на старый предмет, на старину вообще — будь то грамофон или книжный раритет, или бездарное полотно неизвестного живописца, прошлого века — это уже верный показатель достаточной отработанности, исчерпанности интереса, всеобщность любой моды — знак того, чт°_ она скорГо пройдет. Самовар, возник­ ший из небытия, снова канет в Лету, а его место займет, допустим, коврик, сотканный хозяевами квартиры в свободное время, а скорее всего, фабричный ковер престиж­ ного размера и стоимости. Интерес к истории духа народа — глуб­ же. Если частью он замкнулся на эксплуа­ тации экзотики (в том числе и этнографи­ ческой), как, скажем, стилизованная кра­ сота, извлеченная из деревянного черпака, братины, прялки, вылилась в сувенирносгь, то основная часть интереса к народным обычаям, обрядам, фольклору не только не утолена или утратила свою актуальность, но напротив находится на взлете, на подъ­ еме. •Одно из свидетельств тому — книга «Се­ мейная обрядность народов Сибири». Сперва отметим несомненное приклад­ ное значение этого научного сборника. В книге собраны, сделанные по опреде­ ленной системе, описания свадебных и погребальных обрядов у народов Южной, Северной Сибири и Дальнего Востока •— бурятов, якутов, алтайцев, хакасов, тувин­ цев, сибирских татар, шорцев, ханты, ман­ си, нганасанов, энцев, селькупов, кетов, эвенков, эвенов, нанайцев, ульчей, неги- дальцев, орочей, удэгейцев, нивхов, юка­ гиров, чукчей, эскимосов, коряков, итель­ менов, мейныпельгинских кереков. Описание обрядов само по себе и, глав­ ное, отразившийся в них характер наро­ да, очерк его воззрений, его отношений с космосом, его самопонимание — делает книгу интересной для всех, кто любит Си­ бирь и желает знагь о ней больше и до­ стовернее. Эта книга незаменима для пере­ водчиков, с язьіков народов Сибири, тем более в наши дни, когда большинство пе­ реводчиков территориально и биографиче­ ски не связаны с нашим краем. Столь же эта книга потребна и литераторам, которые пишут о Сибири, в том числе и представи­ телям молодых литератур народов Сиби­ ри — из нее можно черпать, с ее поло­ жениями можно сверять свои впечатления, ее сообщениями поверять картины своей памяти. Книга нужна театру, который в послед­ нее время уделяет большее внимание те­ мам из жизни народов Сибири, обращает­ ся к произведениям национальных литера­ тур. Чтобы не приводить весь длинный ряд, демонстрирующий прикладное значение книги, скажем еще только об одном — описания обрядов смогли бы обогатить иде­ ями тех, кто занимается разработкой и внед­ рением в жизнь современных обрядов. Скажем, опыты по использованию нацио­ нальных элементов в современном свадеб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2