Сибирские огни, 1981, № 4
УКНИЖНОЙполки израсти нечто по-настоящему современ ное, способное перенести засухи меняю щихся веяний, где гибнет все случайное. Именно в такой устойчивой связи усмат ривается современность лучших стихотво рений, созданных И. Федосеевым. Как всякий настоящий поэт, устремляясь на встречу интернациональному братству и находя все новые и новые возможности общения и взаимопонимания, он не может время от времени не возвращаться к самой сокровенной своей родине — родному аласу. Одно из стихотворений книги так и называется «В родном аласе». В нем по эт признается, что, хоть «облетел всю пла нету, много шатался по белому свету, но от Чукотки и до Кавказа нету прекрасней род ного аласа». Юность вернула свежесть и силы. Прыгаю я, соревнуясь в кылыы. Или, разувшись, н а в е р н я к а я догоняю бурундука. В этих местах, запомнивших его первые шаги, «снова нашлось, что потерялось», «хочется уткой в пруд окунуться, ил взба ламутить, от дна оттолкнуться...» И хотя в этом же стихотворении звучит грусть понимания того, «что уже не вер нется детства и юности дерзкое солнце» — у поэта Ивана Федосеева еще многое впе реди. И нет сомнения в том, что, оттолк нувшись от «очередного возвращения в родные места», поэт наберет новую высоту и подарит читателям еще не одну книгу своеобразных стихотворений о людях и земле прекрасной Якутии. А. РОМАНОВ Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. Москва, «Наука», 1980. Практически для всех сфер художест венной жизни наших дней характерно при стальное внимание к этнографии, к истории быта, выраженной в предметах, к той части истории духа народа, которая сказалась в фольклоре, обрядах, поверьях. Элементы эстетизации предметов обихода наших предков отчетливо видны, скажем, на эстраде. Репертуар, звучание старинных народных инструментов в популярном ан самбле «Песняры» или концертные полу шубки и валенки Красноярского ансамбля песни и пляски Сибири, дотошное воспро изведение и откровенное любование при ческами, одеждами, безделушками, интерь ерами пятидесятых годов в фильме Н. Ми халкова «Пять вечеров», или самовары, лапти, иконы, украшающие интерьер со временной квартиры — все это — прояв ление, фиксация интереса к старине, кото рая теперь нам представляется художест венно цельной в ее внешнем выражении. Эстетизированная старина в контрасте с современностью породила особый стиль в 191 современном искусстве, называемый «сти лем ретро». Однако мода на старый предмет, на старину вообще — будь то грамофон или книжный раритет, или бездарное полотно неизвестного живописца, прошлого века — это уже верный показатель достаточной отработанности, исчерпанности интереса, всеобщность любой моды — знак того, чт°_ она скорГо пройдет. Самовар, возник ший из небытия, снова канет в Лету, а его место займет, допустим, коврик, сотканный хозяевами квартиры в свободное время, а скорее всего, фабричный ковер престиж ного размера и стоимости. Интерес к истории духа народа — глуб же. Если частью он замкнулся на эксплуа тации экзотики (в том числе и этнографи ческой), как, скажем, стилизованная кра сота, извлеченная из деревянного черпака, братины, прялки, вылилась в сувенирносгь, то основная часть интереса к народным обычаям, обрядам, фольклору не только не утолена или утратила свою актуальность, но напротив находится на взлете, на подъ еме. •Одно из свидетельств тому — книга «Се мейная обрядность народов Сибири». Сперва отметим несомненное приклад ное значение этого научного сборника. В книге собраны, сделанные по опреде ленной системе, описания свадебных и погребальных обрядов у народов Южной, Северной Сибири и Дальнего Востока •— бурятов, якутов, алтайцев, хакасов, тувин цев, сибирских татар, шорцев, ханты, ман си, нганасанов, энцев, селькупов, кетов, эвенков, эвенов, нанайцев, ульчей, неги- дальцев, орочей, удэгейцев, нивхов, юка гиров, чукчей, эскимосов, коряков, итель менов, мейныпельгинских кереков. Описание обрядов само по себе и, глав ное, отразившийся в них характер наро да, очерк его воззрений, его отношений с космосом, его самопонимание — делает книгу интересной для всех, кто любит Си бирь и желает знагь о ней больше и до стовернее. Эта книга незаменима для пере водчиков, с язьіков народов Сибири, тем более в наши дни, когда большинство пе реводчиков территориально и биографиче ски не связаны с нашим краем. Столь же эта книга потребна и литераторам, которые пишут о Сибири, в том числе и представи телям молодых литератур народов Сиби ри — из нее можно черпать, с ее поло жениями можно сверять свои впечатления, ее сообщениями поверять картины своей памяти. Книга нужна театру, который в послед нее время уделяет большее внимание те мам из жизни народов Сибири, обращает ся к произведениям национальных литера тур. Чтобы не приводить весь длинный ряд, демонстрирующий прикладное значение книги, скажем еще только об одном — описания обрядов смогли бы обогатить иде ями тех, кто занимается разработкой и внед рением в жизнь современных обрядов. Скажем, опыты по использованию нацио нальных элементов в современном свадеб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2