Сибирские огни, 1981, № 4
188 у к н и ж н о й п о л к и ным явлением, стало короткое, но удиви тельно емкое стихотворение чилийского ге ния Пабло Неруды: За пологом ночным — Новосибирск, Свободною энергией рожденный, В просторе дальнем в середине ночи Горят его рабочие огни. О созданная заново природа, Разбуженная новым человеком! Динамичность, молодость, новизна Ново сибирска, его рабочая суть, его новые лю ди — вот главное в том поэтическом порт рете, который намечен в сборнике. Черты этого портрета представлены не как дан ность, они явлены в процессе возникно вения, в той самой динамике, которая ха рактерна для Новосибирска, так что можно с достаточным основанием говорить об элементах исторического подхода к реше нию задач сборника, сказавшихся в его структуре: «И названия улиц читаются за ново», «Новосибирск военной поры», «Бес сонные мирные вахты», «Грядущего города контур», «Во мне толпится город» — таковы разделы книги, каждый из них в той или иной мере раскрывает определенный ис торический этап жизни нашей страны, про явившийся в характере и облике Новоси бирска и, главное, сказавшийся на судьбах сибиряков. Бесконечная улица, Красная улица!.. Ее начало в красном Петрограде, в семнадцатом году. Она течет строго по часовому меридиану настоящего и разделяет время на прошлое и будущее. Таким увиделся болгарскому поэту Венко Иванову смысл Красного проспекта, смысл нашего города. И это стихотворение, как и миниатюра Пабло Неруды,— та отправная точка, с которой только и возможен верный взгляд на наш город. Книга, как говорилось выше, миниатюрна (формат 70x90/64); «миниатюрен» и ее ти раж — 5 000 экземпляров; как ему и сле дует — «мал золотник, но дорог» — 4 р. 20 к. Следовательно, издание только смо жет разбудить к себе интерес, но ни в коей мере не утолить жажду даже самой незначительной части желающих иметь такую книгу в своем читательском активе. А она, такая книга, нужна не только книжным «гур манам» — коллекционерам, но и тому ши рокому читателю, который и является ос новным адресатом каждой полноценной патриотической книги. Надо переиздать «Наш Новосибирск род ной». Переиздать, может быть, не столь «по дарочно», но празднично и достаточно мас совым тиражом. И при этом учесть некото рые недочеты, впрочем, ничуть не снижающие удачность мысли сборника и его общего смысла. Картина Новосибирска в прошлом, види мо, будет более полной и соответствующей действительности, если первый раздел кни ги пополнится стихами старых мастеров, си бирских классиков — И. Мухачева, И, Бро шина, П. Васильева, С. Маркова, Л. Марты нова. Равно и раздел предвоенного и воен ного города будет зримее и весомее, если его насытить стихами поэтов той поры В. Не помнящих, Е. Березницкого и др. Следует еще раз перечитать стихи и сов ременных сибирских поэтов и поэтов, чьи творческие судьбы были связаны с Ново сибирском, перечитать именно под тем уг лом зрения, который требуется для созда ния поэтического облика нашего города в коллективном сборнике стихов. Тогда в негр войдут и те стихи, где присутствует полной мерой Новосибирск, хотя он впрямую и не назван. Скажем, такие произведения, как «Сказание о жилмассивах» А. Смердова, «Если станет вдруг необходимо...», «Панель ные дома» И. Фонякова, и другие стихот ворения наших поэтов. Весь этот полноценный поэтический ма териал частично заменит, а частично вытес нит слабые стихи, стихи назывные, стихи по верхностные. Таким образом можно плани ровать и делать второй шаг на пути изда ния книги, в которой бы далее создавал ся поэтический образ нашего родного го рода. Г. СТЕПАНОВА Дебют. (Проза молодых). Составитель Г. Прашкевич. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1980. Сборник этот составили произведения, рекомендованные творческими семинарами, которые регулярно проводятся в Новоси бирске, Омске, Томске. Его открывает повесть С. Кручинина «Не счастный Манин». Она рассказывает о буд нях артистов оперного театра и филармо нии, привлекает внимание прежде всего четкой нравственной позицией, которую занимает автор по отношению к своим ге роям. С. Кручинин не просто показал падение очередного подлеца и приспособленца — он попытался обнаружить истоки этого краха, проследить все его стадии. Не сразу, не вдруг герой повести певец Ма нин стал относиться к искусству, как сред ству достижения личного благополучия. Началось это давно, когда юный Манин, окончив десятилетку, совершил первую сделку с совестью — занял в жизни место, вовсе ему не принадлежавшее. В школе он считался «непревзойденным специали стом»» по электротехнике, а по иронии судьбы, не имея призвания, попал в кон серваторию. Ему долгое время везло. Пос ле консерватории сразу попал в оперный театр. На первых порах работал прилежно, старался. Что-то получалось, но не было главного — всепоглощающей страсти и пре данности делу, что отличает подлинно твор ческую личность. Оттого-то так неустойчив и половинчат Манин. И расставание его с оперным театром кажется вполне законо мерным. Впрочем, может быть, напрасно так жест ко автор противопоставил (как искусство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2