Сибирские огни, 1981, № 4

У КНИЖНОЙ п о л к и 187 рого является преступление. И в этой, ду­ ховной, плоскости решение проблем насто­ ящего и будущего прогрессивно мыслящие представители Запада видят в «сибирских ресурсах». Всем спекуляциям массовой культурной индустрии они противопостав­ ляют борьбу человека за освоение бескрай­ него пространства, «эпопею века», в кото­ рой, действительно, есть нечто сверхчело- . веческое, потому что сами сибирские ус­ ловия: холод, расстояния, бесконечные и коварные болота — находятся за предела­ ми обычных человеческих возможностей. В сибиряке, в сибирском характере Вито Сансоне и Макс Леон находят то, что спо­ собно «оживить одряхлевшее тело» Запада «волной взбушевавшейся крови»: дерзость, мобилизацию энергии целых поколений, их отвагу, железную волю в осуществлении намеченного, умение переносить трудно­ сти,— все те духовные качества, которых не пробудить одними лишь материальными стимулами, как бы сильны они ни были. В их произведениях сибиряк показан всту­ пившим в яростную схватку с безгранич­ ными пространствами и негостеприимной природой, день за днем, час за часом пре­ одолевающим и побеждающим трудности и препятствия, соизмеримые лишь с гигантски­ ми размерами территории, с исключитель­ но суровым климатом, с невероятно жест­ кими природными условиями. И вот итог размыийіений о характере сибиряка, о при­ тягательной силе его примера для рядовых читателей западных стран: «Немного найдется в сегодняшнем мире героев, равных сибиряку. Он — главное действующее лицо величайшей эпопеи ве­ ка». Читая книгу, нельзя не согласиться с ав­ тором предисловия Виталием Поволяевым, который, говоря об издании наиболее ин­ тересных произведений серии «Свидетель­ ства об СССР» на русском языке, для со­ ветских читателей, отмечает: «Ведь и нам интересно знать, как же иностранец оце­ нивает все происходящее в Стране Советов, под каким* углом, с какой точкой зрения он подходит к тому или иному явлению. Ведь когда глядишь со стороны, свежим глазом, в обычном вдруг видится необыч­ ное, да такое необычное, что порой грани­ чит оно с открытием». Но если такие открытия делают зарубеж­ ные авторы, сторонние свидетели всего того, о чем не говорят и чего не могут отразить цифры и статистика, то $коль же благородна и ответственна миссия литера­ торов, живущих в Сибири, в краю, где сос­ редоточены материальный и духовный по­ тенциалы современного мира. Геннадий ФЕДОРОВ Мой Новосибирск родной. Миниатюрное издание. Составитель Н. Смирнова. Зал.- Сиб. кн. изд., Новосибирск, 1980. Современная книга все более превраща­ ется только в носителя информации, функ­ ция ее, ка^ предмета искусства, когда и оформление книги, и ее полиграфическое исполнение входили равноправными состав­ ляющими в создаваемый образ книги наря­ ду с характером текста-содержания,— эта функция 8 наши дни массовой книгой утра­ чивается. Мягкая обложка, отсутствие иллюстратив­ но - оформительского ряда, стандартизация Полиграфического исполнения, тенденция к неуклонному повышению емкости страни­ цы, помноженная на среднее качество бу­ маги,— может дать нам представление об облике нынешней средней книги. И, видимо, определенная издательская «ностальгия» о книге-предмете, о книге — произведении искусства, о книге, которую можно не только читать, но и которой можно любоваться, проливается в наши дни на издания, называемые в тематических планах «подарочными». «Подарочность» в данном контексте синоним «нестандартно­ сти». В «подарочной» книге сказываются если не предельные возможности издателей и полиграфистов, то высокий уровень этих возможностей. Формат, бумага, оригинальный переплет, четкость печати, богатство, и многоцвет- ность иллюстраций плюс очень серьезный повод для применения и демонстрации всего этоі“о богатства, то есть сам текст, само содержание книги — все это исходно делает книгу такую явлением из ряда вон выходящим. У нас на памяти прекрасные миниатюр­ ные издания Западно-Сибирского книжно­ го издательства «Ак-Чечек», «Ключ счастья», «Ай-Толай» А. И. Смердова, «Сибирские бывальщины» В. М. Пухначева и другие. Теперь этот блистательный ряд пополнился сборником стихотворений о нашем родном городе, своеобразной попыткой свести впервые воедино многое из того, что напи­ сано поэтами о гиганте на Оби. Попытка эта ценна тем уже, что она первая. Актуальность такой книги и в том, что она незаменима как своеобразная ви­ зитная карточка города, как подарок, как предмет любования и коллекционирова­ ния, и в том, что «Наш Новосибирск род­ ной» — это еще один шаг к созданию пол­ ноценного образа «столицы Сибири» в ли­ тературе, заметный вклад в это долгосроч­ ное дело. Отрытый патриотизм сборника, перера­ стающий рамки региона, четкость идейных аспектов ее структуры, художественная пол­ ноценность большинства произведений, со­ ставивших коллективный портрет нашего города, делают содержание книги достой­ ным самого пристального внимания и одоб­ рения, достойным той полиграфической формы, в которую она облечена. Авторский диапазон сборника если не необъятен, то удивительно широк. Коорди­ наты, в которых выстраивается образ Но­ восибирска, избраны такие, что в них впи­ сываются стихи Пабло Неруды и Ярослава Смелякова, стихи Б. Ахмадулиной и А. Воз­ несенского, стихи известных сибирских по­ этов и опыты самодеятельных авторов. ‘ Но своеобразным камертоном, выявляю­ щим подлинное идейное звучание всех ча­ стей книги, делающим ее достаточно цель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2