Сибирские огни, 1981, № 4
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 рого является преступление. И в этой, ду ховной, плоскости решение проблем насто ящего и будущего прогрессивно мыслящие представители Запада видят в «сибирских ресурсах». Всем спекуляциям массовой культурной индустрии они противопостав ляют борьбу человека за освоение бескрай него пространства, «эпопею века», в кото рой, действительно, есть нечто сверхчело- . веческое, потому что сами сибирские ус ловия: холод, расстояния, бесконечные и коварные болота — находятся за предела ми обычных человеческих возможностей. В сибиряке, в сибирском характере Вито Сансоне и Макс Леон находят то, что спо собно «оживить одряхлевшее тело» Запада «волной взбушевавшейся крови»: дерзость, мобилизацию энергии целых поколений, их отвагу, железную волю в осуществлении намеченного, умение переносить трудно сти,— все те духовные качества, которых не пробудить одними лишь материальными стимулами, как бы сильны они ни были. В их произведениях сибиряк показан всту пившим в яростную схватку с безгранич ными пространствами и негостеприимной природой, день за днем, час за часом пре одолевающим и побеждающим трудности и препятствия, соизмеримые лишь с гигантски ми размерами территории, с исключитель но суровым климатом, с невероятно жест кими природными условиями. И вот итог размыийіений о характере сибиряка, о при тягательной силе его примера для рядовых читателей западных стран: «Немного найдется в сегодняшнем мире героев, равных сибиряку. Он — главное действующее лицо величайшей эпопеи ве ка». Читая книгу, нельзя не согласиться с ав тором предисловия Виталием Поволяевым, который, говоря об издании наиболее ин тересных произведений серии «Свидетель ства об СССР» на русском языке, для со ветских читателей, отмечает: «Ведь и нам интересно знать, как же иностранец оце нивает все происходящее в Стране Советов, под каким* углом, с какой точкой зрения он подходит к тому или иному явлению. Ведь когда глядишь со стороны, свежим глазом, в обычном вдруг видится необыч ное, да такое необычное, что порой грани чит оно с открытием». Но если такие открытия делают зарубеж ные авторы, сторонние свидетели всего того, о чем не говорят и чего не могут отразить цифры и статистика, то $коль же благородна и ответственна миссия литера торов, живущих в Сибири, в краю, где сос редоточены материальный и духовный по тенциалы современного мира. Геннадий ФЕДОРОВ Мой Новосибирск родной. Миниатюрное издание. Составитель Н. Смирнова. Зал.- Сиб. кн. изд., Новосибирск, 1980. Современная книга все более превраща ется только в носителя информации, функ ция ее, ка^ предмета искусства, когда и оформление книги, и ее полиграфическое исполнение входили равноправными состав ляющими в создаваемый образ книги наря ду с характером текста-содержания,— эта функция 8 наши дни массовой книгой утра чивается. Мягкая обложка, отсутствие иллюстратив но - оформительского ряда, стандартизация Полиграфического исполнения, тенденция к неуклонному повышению емкости страни цы, помноженная на среднее качество бу маги,— может дать нам представление об облике нынешней средней книги. И, видимо, определенная издательская «ностальгия» о книге-предмете, о книге — произведении искусства, о книге, которую можно не только читать, но и которой можно любоваться, проливается в наши дни на издания, называемые в тематических планах «подарочными». «Подарочность» в данном контексте синоним «нестандартно сти». В «подарочной» книге сказываются если не предельные возможности издателей и полиграфистов, то высокий уровень этих возможностей. Формат, бумага, оригинальный переплет, четкость печати, богатство, и многоцвет- ность иллюстраций плюс очень серьезный повод для применения и демонстрации всего этоі“о богатства, то есть сам текст, само содержание книги — все это исходно делает книгу такую явлением из ряда вон выходящим. У нас на памяти прекрасные миниатюр ные издания Западно-Сибирского книжно го издательства «Ак-Чечек», «Ключ счастья», «Ай-Толай» А. И. Смердова, «Сибирские бывальщины» В. М. Пухначева и другие. Теперь этот блистательный ряд пополнился сборником стихотворений о нашем родном городе, своеобразной попыткой свести впервые воедино многое из того, что напи сано поэтами о гиганте на Оби. Попытка эта ценна тем уже, что она первая. Актуальность такой книги и в том, что она незаменима как своеобразная ви зитная карточка города, как подарок, как предмет любования и коллекционирова ния, и в том, что «Наш Новосибирск род ной» — это еще один шаг к созданию пол ноценного образа «столицы Сибири» в ли тературе, заметный вклад в это долгосроч ное дело. Отрытый патриотизм сборника, перера стающий рамки региона, четкость идейных аспектов ее структуры, художественная пол ноценность большинства произведений, со ставивших коллективный портрет нашего города, делают содержание книги достой ным самого пристального внимания и одоб рения, достойным той полиграфической формы, в которую она облечена. Авторский диапазон сборника если не необъятен, то удивительно широк. Коорди наты, в которых выстраивается образ Но восибирска, избраны такие, что в них впи сываются стихи Пабло Неруды и Ярослава Смелякова, стихи Б. Ахмадулиной и А. Воз несенского, стихи известных сибирских по этов и опыты самодеятельных авторов. ‘ Но своеобразным камертоном, выявляю щим подлинное идейное звучание всех ча стей книги, делающим ее достаточно цель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2