Сибирские огни, 1981, № 4
н книжной полки По Советскому Союзу. Вито Сансоне. «Сибирь. Эпопея века». Макс Леон. «Си. бирский вызов». Москва, «Прогресс», 1979. Второй том выпускаемой издательством «Прогресс» серии «Свидетельства об СССР» посвящен Сибири. В него включены путе вые очерки: «Сибирь. Эпопея века» италь янского писателя-коммуниста Вито Сансо не, автора разоблачительной книги о ма фии «Шесть лет бандитизма в Сицилии», за которую против него было возбуждено около двадцати судебных процессов, и «Си бирский вызов» французского журналиста Макса Леона, члена ФКП, участника Соп ротивления, кавалера Военного креста и советского ордена Дружбы народов. На основе богатого фактического материала и личных впечатлений от поездок по Сиби ри авторы развертывают широкую панора му сегодняшней жизни нашего края, инте ресно и правдиво рассказывают о различ ных сторонах «сибирского чуда», перемежая картины индустриального развития Сибири бытовыми зарисовками, экскурсами в историю, и собственными раздумьями о ре альных проблемах и огромных трудностях, стоящих на пути предпринятого советскими людьми грандиозного наступления на Си бирь. У себя на родине книги Вито Сансоне и Макса Леона вызвали громадный интерес, став настоящими бестселлерами. Например, более половины тиража книги Вито Сансо не, несмотря на то, что она продавалась по довольно высокой цене (семь тысяч лир), разошлось в первый же месяц. В чем сек рет успеха этих документальных произ ведений? Прежде всего, конечно же, в том, что итальянцы и французы хотят узнать из уст своих соотечественников — людей, ко торым они доверяют,— что же представля ет из себя далекая, «таинственная» страна Сибирь, каковы ее люди и соответствует ли истина легендам и россказням, которые каждодневно плодит буржуазная пропа ганда. Но не только на любознательности дер жится у западного читателя интерес к си бирской тематике. Сибирь, как писал быв ший директор Отдела по экономическим вопросам НАТО Ив Лолан в связи с откры тием «круглого стола», проходившего в Брюсселе с 30 января по 1 февраля 1974 года, является одним из тех последних рай онов мира, о которых известно, что онр обладают значительными, но малоизученны ми и недостаточно используемыми природ ными ресурсами. Истощение ресурсов за падного мира и возросшее значение на дежного снабжения сырьем вынуждают деловые круги Запада обращать внимание на этот район мира как на единственно возможный выход из нынешнегр кризи са. «Сейчас, когда из-за уменьшения запа сов и роста стоимости сырья, и в частно сти, энергетических ресурсов, благополу чие индустриального мира Запада находит ся под угрозой, стоит задать себе вопрос, какой вклад в решение проблем настоящего и будущего могли бы внести сибирские ре сурсы»,— отмечал Ив Лолан. Сибирь стала одним из факторов, обус ловливающих объективную необходимость диалога капиталистического мира с миром социализма, влияющих на всю мировую стратегическую ситуацию. Показывая в све те этой идеи проводимое советским наро дом преобразование Сибири, Вито Сансоне и Макс Леон подчеркивают, что ныне мало констатирова'.ь тот факт, что свое будущее Советский Союз связал с будущим своих восточных территорий,—нужно уяснить при чины этого и обратить должное внимание на процесс, сдвигающий центры экономи ческого и стратегического равновесия сил на восток, иначе Европа и Америка могут оказаться й стороне от значительной части преобразований, очертания которых про слеживаются в будущем нашей планеты. Обострение международной обстановки и возврат к политике «холодной войны» до рого могут обойтись Западу. «Сибирь — это неотъемлемая часть будущего, на сви дание с которым мы не должны опоз дать», — предупреждают Вито Сансоне и Макс Леон, очевидцы претворения в жизнь грандиозных планов развития Сибири. И другой, не менее важный, аспект. Ис тощены не только материальные ресурсы западного мира,— общество на Западе пе реживает глубочайший духовный кризис. У него нет идеалов и героев. Единственное, что могут предложить читателям и зрите лям сегодняшние дельцы «массовой куль туры», это проделки какого-либо очеред ного «гения зла», «владыки ужаса», «короля преступлений». Людей стремятся отвратить от общественных проблем, погасить соци альное значение личности, заменив его «кошмарными мифами» или стандартами потребительского счастья. Мораль навязы ваемого в качестве образца «супермена» — это мораль мелкого буржуа, манией кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2