Сибирские огни, 1981, № 4

н книжной полки По Советскому Союзу. Вито Сансоне. «Сибирь. Эпопея века». Макс Леон. «Си. бирский вызов». Москва, «Прогресс», 1979. Второй том выпускаемой издательством «Прогресс» серии «Свидетельства об СССР» посвящен Сибири. В него включены путе­ вые очерки: «Сибирь. Эпопея века» италь­ янского писателя-коммуниста Вито Сансо­ не, автора разоблачительной книги о ма­ фии «Шесть лет бандитизма в Сицилии», за которую против него было возбуждено около двадцати судебных процессов, и «Си­ бирский вызов» французского журналиста Макса Леона, члена ФКП, участника Соп­ ротивления, кавалера Военного креста и советского ордена Дружбы народов. На основе богатого фактического материала и личных впечатлений от поездок по Сиби­ ри авторы развертывают широкую панора­ му сегодняшней жизни нашего края, инте­ ресно и правдиво рассказывают о различ­ ных сторонах «сибирского чуда», перемежая картины индустриального развития Сибири бытовыми зарисовками, экскурсами в историю, и собственными раздумьями о ре­ альных проблемах и огромных трудностях, стоящих на пути предпринятого советскими людьми грандиозного наступления на Си­ бирь. У себя на родине книги Вито Сансоне и Макса Леона вызвали громадный интерес, став настоящими бестселлерами. Например, более половины тиража книги Вито Сансо­ не, несмотря на то, что она продавалась по довольно высокой цене (семь тысяч лир), разошлось в первый же месяц. В чем сек­ рет успеха этих документальных произ­ ведений? Прежде всего, конечно же, в том, что итальянцы и французы хотят узнать из уст своих соотечественников — людей, ко­ торым они доверяют,— что же представля­ ет из себя далекая, «таинственная» страна Сибирь, каковы ее люди и соответствует ли истина легендам и россказням, которые каждодневно плодит буржуазная пропа­ ганда. Но не только на любознательности дер­ жится у западного читателя интерес к си­ бирской тематике. Сибирь, как писал быв­ ший директор Отдела по экономическим вопросам НАТО Ив Лолан в связи с откры­ тием «круглого стола», проходившего в Брюсселе с 30 января по 1 февраля 1974 года, является одним из тех последних рай­ онов мира, о которых известно, что онр обладают значительными, но малоизученны­ ми и недостаточно используемыми природ­ ными ресурсами. Истощение ресурсов за­ падного мира и возросшее значение на­ дежного снабжения сырьем вынуждают деловые круги Запада обращать внимание на этот район мира как на единственно возможный выход из нынешнегр кризи­ са. «Сейчас, когда из-за уменьшения запа­ сов и роста стоимости сырья, и в частно­ сти, энергетических ресурсов, благополу­ чие индустриального мира Запада находит­ ся под угрозой, стоит задать себе вопрос, какой вклад в решение проблем настоящего и будущего могли бы внести сибирские ре­ сурсы»,— отмечал Ив Лолан. Сибирь стала одним из факторов, обус­ ловливающих объективную необходимость диалога капиталистического мира с миром социализма, влияющих на всю мировую стратегическую ситуацию. Показывая в све­ те этой идеи проводимое советским наро­ дом преобразование Сибири, Вито Сансоне и Макс Леон подчеркивают, что ныне мало констатирова'.ь тот факт, что свое будущее Советский Союз связал с будущим своих восточных территорий,—нужно уяснить при­ чины этого и обратить должное внимание на процесс, сдвигающий центры экономи­ ческого и стратегического равновесия сил на восток, иначе Европа и Америка могут оказаться й стороне от значительной части преобразований, очертания которых про­ слеживаются в будущем нашей планеты. Обострение международной обстановки и возврат к политике «холодной войны» до­ рого могут обойтись Западу. «Сибирь — это неотъемлемая часть будущего, на сви­ дание с которым мы не должны опоз­ дать», — предупреждают Вито Сансоне и Макс Леон, очевидцы претворения в жизнь грандиозных планов развития Сибири. И другой, не менее важный, аспект. Ис­ тощены не только материальные ресурсы западного мира,— общество на Западе пе­ реживает глубочайший духовный кризис. У него нет идеалов и героев. Единственное, что могут предложить читателям и зрите­ лям сегодняшние дельцы «массовой куль­ туры», это проделки какого-либо очеред­ ного «гения зла», «владыки ужаса», «короля преступлений». Людей стремятся отвратить от общественных проблем, погасить соци­ альное значение личности, заменив его «кошмарными мифами» или стандартами потребительского счастья. Мораль навязы­ ваемого в качестве образца «супермена» — это мораль мелкого буржуа, манией кото

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2