Сибирские огни, 1981, № 4
СТИХИ И—ДЕНЬ БЫСТРОТЕКУЩИЙ 185 ным и работящим миром. Человек с по вышенным гражданским тонусом, герой по эта остро ощущает в себе все нервные токи и биоритмы эпохи и времени: Наивный человек, ну как решил ты вдруг, что в наш бессонный век бессонница — недуг?! («Бессонница»). Когда он замечает, как малыш «ручонкой смелой» обрывает листки календаря,— у него «аж захватывает дух»: «ведь это сут ки, сутки, сутки — любой из сорванных ли стков!» Подумать даже как-то жутко, ползет морозец по спине — а вдруг как раз вот этих суток, а вдруг как раз вот этих суток для лучших дел не хватит мне. («Непрожитые сутки»). Если раньше мы могли упрекнуть поэта за неоправданные тавтологии, то теперь ви дим, как настойчивое повторение одних и тех же слов, строк или синонимических ря дов «работает» на самое идею, эмоцио нальную мысль стиха. Если раньше мы от мечали кое-где сюжетно-композиционную несобранность, растянутость поэтического рассказа, то сейчас все чаще обращаем внимание на динамичное развитие лири ческого сюжета, завершающегося афори- стически-емкими концовками. Например: С каждым годом толще слиток поздравительных открыток, а друзей — все уже круг... Почему бы это вдруг? («Поздравительные открытки»). Или (о встрече двух друзей, когда «вдруг застеснялась, заюлила в моей руке твоя рука»!: И день прошел, и в тягость отдых. И вот сижу, гляжу в огонь, впаяв колючий подбородок в осиротевшую ладонь. («Потеря»). ...Гуманистичен, широк спектр чувствова ний и размышлений поэта «о времени и о себе». Ведя серьезный и непростой раз говор с читателем-современником о конт растах мира и жизни, поэзия И. Ветлугина никогда не утрачивает присущих ей опти мистических мотивов, веры в будущее и в человека: Разнообразен ты и многолик, великий мир, во всем подобный чуду. Я окружен тобой, к тебе привык, но до последних дней, наверно, буду тебе дивиться и светлеть лицом и вглядываться жадно и ревниво в того. кто рано утром гонит сон и тянется к часам нетерпеливо. И, значит, снова с утренних минут до самого вечернего отбоя мне руки будет жечь рабочий зуд, завистливую совесть беспокоя. Пафос светлого приятия мира возникает у поэта на широкой и естественной, «рабо чей» основе жизни. А это обещает и но вые творческие свершения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2