Сибирские огни, 1981, № 4
СТИХИ И —ДЕНЬ БЫСТРОТЕКУЩИЙ 183 решение, которое она не может не при нять... В поэме читательское внимание привле кают прежде всего очень точные, написан ные со знанием дела зарисовки труда, обычной крестьянской работы. Вот Феклу- ша косит: Замах — и сладкий выдох «ах!»... Прошло стальное жало — да так легко, что на цветах, роса не задрожала. Сверкнула сталь, как луч, светла, и, сбритая умело, * трава на землю не легла, а будто бы осела. Если Феклушв, как центральный персо наж поэмы, почти единолично движет сю жетом произведения, то лирический ре портаж «В моем городе» представляет со бой скорее цепь почти самостоятельных новелл в стихах, связанных общим автор ским замыслом — опоэтизировать родной город и людей, его населяющих. Тяготение к этой новой теме, видимо, следует объяс нять несколькими причинами. Не только не обходимостью расширить круг освоенных уже поэтом тем и образов за счет чисто урбанистических мотивов. Но и стремлени ем автора, к началу 60-х годов прочно осев шего в Новосибирске, излить в стихах человеческий опыт, накопленный уже в боль шом городе,— тем более, что сила и дей ственность стиха далеко не всегда зависит от количества наезженных километров. И, наконец, бурное послевоенное развитие промышленных центров Сибири, рост горо дов прямо поставили перед литературой задачу художественного воплощения имен но урбанистической темы в самых широких и многообразных ее проявлениях. (Напом ню, что до И. Ветлугина большой цикл сти хов о Красноярске «Город моей юно сти» — создал лишь поэт-сибиряк Казимир Лисовский.) «Бесспорно,— писал в предисловии к рз- портажу автор,— и «за тридевять земель» много интересного. Но разве мало его ря дом с нами? Да, я давно уже чувствую себя в долгу перед своим родным городом — Новосибирском». И поэт взялся за перо, чтобы рассказать читателю об удивительном и молодом го роде на Оби. Оглядывая с высоты полета широкую и величественную панораму го рода — и его «единственный, особенный Оперный», и «громады «Сибсельмаша» и оловозавода», и бывший когда-то «медве жий угол», где «наука дворцы себе возво дит»,— автор не без сожаления замечает, что «это — даже наскоро прозой не заме чено, рифмой не обласкано». Так в лири ческий репортаж входит прямо и — еще чаще — подтекстно звучащая в нем боль шая литературная проблема: поэтическое рядом с нами, там, где жйвут люди тру да — наши товарищи по работе, соседи по квартире, знакомые и незнакомые друзья. Жить их жизнью, радоваться их успехам и огорчаться их неудачам — задача каждого истинного поэта, а ведь как часто еще иные из них «с земли, где боль и счастье», взле тают «в поднебесье». Поэма И. Ветлугина густо «населена» жи выми, реальными, конкретными людьми, знакомыми всем новосибирцам (писате ли Гарин-Михайловский, Урманов, Куликов, Смердов, крановщица Таня Митрофанова, рабочие Шишов и Пришва). Есть здесь и персонажи вымышленные. И все они по нимают, что «к нам да к нашему городу множество глаз приковано», гордятся тем, что в мощной ракете, мчащей страну в Завтра^ «какой-то Ъинт сработан в сибир ском городе моем». Интерес к человеку труда, знание его жизни, раскрытие лучших черт его харак тера, веселая шутка, как признак душевно го здоровья, живые разговорные интона ции — все это находит в произведении И. Ветлугина достойное место. Масштабность в охвате и изображении событий, истории и сегодняшнего облика большого города диктует поэту эпическое решение избранной темы. Вместе с тем, жанровый подзаголовок произведения — «лирический репортаж» — предполагает и его прямую газетно-публицистическую ак туальность, и — одновременно — дневни ковую доверительность, эмоциональную рас кованность, даже исповедальность. В луч ших главах поэмы, включенных в книгу «Долг» («Любуясь делом рук своих», «На мосту», «Твоя ракета»), эти три идейно-сти левых начала образуют довольно органич ный и своеобразный сплав. Страницы же репортажа, в которых ощущался налет ри торичности, документальности и сухого очеркизма, противопоказанных поэзии, опу щены в новом издании поэта. Для ветлугинской манеры письма харак- терѳн обстоятельный поэтический рассказ, последовательно развертывающий цепь со бытий и образующий законченное сюжетное целое. Иногда такая обстоятельность обо рачивалась у поэта (особенно — в ранних стихах) композиционной растянутостью, вни мание к бытовой детали — описательностью. Отдельные строки стихов грешат неоправ данными плеоназмами («Еще в шинели, в гимнастерке, еще почти солдат пока...»), тавтологиями («...кому-то поддержкой по мочь...»), «неудобоваримыми» логико-син таксическими конструкциями («Казался сам себе красивей и привлекательней куда, ка ким меня изобразили...»). Конечно, подоб ные «огрехи» и «издержки» снижают эсте тическую ценность стихов, хотя и не могут повлиять на общую положительную оценку творчества поэта в целом. Стихи И. Ветлугина не бьют в глаза че ресчур смелыми образами и надуманными версификационными эффектами. Они про сты и проникновенны. Его творчество раз вивается в русле классических традиций русской поэзии, его муза довольно равно душна к каким бы то ни было модным формалистическим веяниям. Если среди на ших признанных мастеров эмоциональной строфической речи поискать учителей, шко ла которых чувствуется в поэзии И. Ветлу гина, то я бы прежде всего выделил имена Михаила Исаковского, Николая Рыленкова, Александра Прокофьева. И еще — Влади мира Маяковского, о влиянии которого на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2