Сибирские огни, 1981, № 4

182 ВИТАЛИИ КОРЖЕВ бороба, тракториста, труду, вливающемуся в общий труд всего нашего народа. Подчеркнутая в сравнении, невидимая, на первый взгляд, взаимозависимость меж­ ду спутником и пшеничным зернышком, взаимосвязь между трудом тракториста и трудом создателей спутников естественно объясняет и необыкновенное душевное со­ стояние героя и обусловливает поэтически ярко развернутую гиперболу-метафору: Родилась приподнятость такая, словно бы сквозь ночь из Кулунды трактор шел, планету обвивая лентой самой первой борозды, шел и шел вокруг земного шара, громыхала майским громом сталь, и снопами света били фары в черную космическую даль. Большая и важная идея стала в стихотво­ рении «Спутник» по-настоящему действен­ ной, поэтически «чувствуемой мыслью». Она воплотилась в образное слово без ма­ лейшего оттенка рассудочности, вещест­ венно и полно, и слово это лаконично и не­ заменимо... А вот стихотворение иного плана. Здесь есть, казалось бы, все необходимые атри­ буты «интимной» лирики: и непременная в таких случаях луна, и запорошенная снеж­ ком дорожка, и гармошка, забывшая о сне, и «счастливая пара влюбленная»... Но дело в том, что все эти классические слагаемые «любовной» темы щедро при­ правлены откровенной авторской иронией и, если можно так сказать, отдают явным «душком» мистификации. Поэт «искренне» сокрушается: что поделаешь, луна вдруг рассталась с «обычаем старым» и «расте­ ряла влюбленных во мгле»... А коль так —- не лучше ли поговорить об... «амбаре без дверей», сиречь — о глубинке, где хра­ нится тонн сорок зерна, сданного колхозом стране, но не вывезенного в государствен* ные закрома?! Есть «амбар» (да еще «без дверей») — должен, значит, быть и «сторож». Он-то и оказывается истинным героем стихотворе­ ния, где все места вроде бы были пред­ назначены влюбленным. Однако «герой» что-то уж очень «косо глядит» на вверен­ ный ему объект и «настроен — увы! — не лирически»: «он, утро встречая седое, ма­ шину все ждет да начальство клянет свое и вдобавок чужое»... Заканчивается стихотворение «на пол­ ном серьезе», но не без иронии: Здесь лирики нет, разумеется. Но, к влюбленным храня уваженье я думаю все же, что это зерно имеет и к ним отношенье. («Глубинка»), Такую вот «любовь при луне», на мой взгляд, смело может печатать любая сель­ ская газета в страдные дни и ночи кресть­ янских трудов, ибо практическая действен­ ность этих стихов, пожалуй, гораздо значи­ тельней иных зарифмованных призывов «организовать достойную встречу богатому урожаю». Искомый «социальный заказ» вы­ полнен в стихотворении И. Ветлугина поэ­ тически непринужденно и как бы «неза­ метно», его отнюдь не ощущаешь как не­ кий «довесок», долженствующий придать стиху «актуальность», «злободневность» и т. п. В упоминавшейся уже книге «Писатели о себе» И. Ветлугин писал: «Если бы я рабо­ тал на заводе или на стройке, моими ге­ роями стали бы, наверно, рабочие, но де­ ревню я знал в то время, как мне казалось, лучше — там прошло мое детство, там мне в юности пришлось учительствовать, а по­ том — и перед войной, и сразу после вой­ ны — часто бывать там по заданиям ре­ дакций газет, в которых я сотрудничал». И действительно, И. Ветлугин всегда мно­ го и охотно писал о тружениках сельского хозяйства, откликаясь на самые различные, нередко жгучие и наболевшие вопросы жизни деревни. В стихотворении «Поют жаворонки» герой поэта признается в люб­ ви к степным просторам юго-запада Сиби­ ри,— «из песен жаворонков небо там тонко соткано весной». Красочная пейзажная за­ рисовка не имеет, впрочем, самодовлею­ щего значения; как и всегда у автора, она соотнесена с приметами весны трудовой, с заботами и тревогами земледельцев: под эту многоголосую «музыку с рассвета» «ложится в борозду сырую литое хлебное зерно», живут «на поле дотемна» хлеборо­ бы, а горожанин унесет ее с собой «с при­ тихших пашен» в город,— и там я жаворонков в небе услышу в свисте зимних вьюг... Нет. ты в степи напрасно не был, ты потерял так много, друг! И. Ветлугин умеет выразить в стихах чув­ ства хозяина земли, рассказать о его нераз­ рывной связи с родной почвой, об извеч­ ном трудовом взаимодействии человека и природы. Поэт убежден, что весеннее бес­ покойство хлебопашца должно передавать­ ся и людям других профессий: Но ^каль. что не всем нам, поэтам, вот так же гордиться дано, •что пыл наш. затраченный щедро ' на звонкую строчку иную, хоть самою маленькой каплей вольется под осень в зерно. («Весеннее»), Наиболее крупной вещью поэта, повест­ вующей о жизни современного ему села, стала на рубеже 50-х—60-х годов поэма «Феклуша». Героиня поэмы — уборщица городской конторы, в нелегкие времена покинувшая родную деревню, возвращается, наконец, в отчий дом, в колхоз й там находит свое настоящее место в жизни. Автору удалось верно мотивировать этот поступок своей героини. Постоянно жившее в Феклуше чув­ ство любви к родной деревне и природе, «молодая сила», просящая «больших забот» и не мирящаяся со скромным трудом убор­ щицы, исконная крестьянская сноровка, ко­ торую Феклуша проявила на колхозной ра­ боте, когда горожане приехали помогать колхозникам, самый колхозный труд, кото­ рый стал, наконец, приносить материальную и моральную удовлетворенность и ощуще­ ние собственной полноценности,— все это диктует героине единственно правильное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2