Сибирские огни, 1981, № 4
182 ВИТАЛИИ КОРЖЕВ бороба, тракториста, труду, вливающемуся в общий труд всего нашего народа. Подчеркнутая в сравнении, невидимая, на первый взгляд, взаимозависимость меж ду спутником и пшеничным зернышком, взаимосвязь между трудом тракториста и трудом создателей спутников естественно объясняет и необыкновенное душевное со стояние героя и обусловливает поэтически ярко развернутую гиперболу-метафору: Родилась приподнятость такая, словно бы сквозь ночь из Кулунды трактор шел, планету обвивая лентой самой первой борозды, шел и шел вокруг земного шара, громыхала майским громом сталь, и снопами света били фары в черную космическую даль. Большая и важная идея стала в стихотво рении «Спутник» по-настоящему действен ной, поэтически «чувствуемой мыслью». Она воплотилась в образное слово без ма лейшего оттенка рассудочности, вещест венно и полно, и слово это лаконично и не заменимо... А вот стихотворение иного плана. Здесь есть, казалось бы, все необходимые атри буты «интимной» лирики: и непременная в таких случаях луна, и запорошенная снеж ком дорожка, и гармошка, забывшая о сне, и «счастливая пара влюбленная»... Но дело в том, что все эти классические слагаемые «любовной» темы щедро при правлены откровенной авторской иронией и, если можно так сказать, отдают явным «душком» мистификации. Поэт «искренне» сокрушается: что поделаешь, луна вдруг рассталась с «обычаем старым» и «расте ряла влюбленных во мгле»... А коль так —- не лучше ли поговорить об... «амбаре без дверей», сиречь — о глубинке, где хра нится тонн сорок зерна, сданного колхозом стране, но не вывезенного в государствен* ные закрома?! Есть «амбар» (да еще «без дверей») — должен, значит, быть и «сторож». Он-то и оказывается истинным героем стихотворе ния, где все места вроде бы были пред назначены влюбленным. Однако «герой» что-то уж очень «косо глядит» на вверен ный ему объект и «настроен — увы! — не лирически»: «он, утро встречая седое, ма шину все ждет да начальство клянет свое и вдобавок чужое»... Заканчивается стихотворение «на пол ном серьезе», но не без иронии: Здесь лирики нет, разумеется. Но, к влюбленным храня уваженье я думаю все же, что это зерно имеет и к ним отношенье. («Глубинка»), Такую вот «любовь при луне», на мой взгляд, смело может печатать любая сель ская газета в страдные дни и ночи кресть янских трудов, ибо практическая действен ность этих стихов, пожалуй, гораздо значи тельней иных зарифмованных призывов «организовать достойную встречу богатому урожаю». Искомый «социальный заказ» вы полнен в стихотворении И. Ветлугина поэ тически непринужденно и как бы «неза метно», его отнюдь не ощущаешь как не кий «довесок», долженствующий придать стиху «актуальность», «злободневность» и т. п. В упоминавшейся уже книге «Писатели о себе» И. Ветлугин писал: «Если бы я рабо тал на заводе или на стройке, моими ге роями стали бы, наверно, рабочие, но де ревню я знал в то время, как мне казалось, лучше — там прошло мое детство, там мне в юности пришлось учительствовать, а по том — и перед войной, и сразу после вой ны — часто бывать там по заданиям ре дакций газет, в которых я сотрудничал». И действительно, И. Ветлугин всегда мно го и охотно писал о тружениках сельского хозяйства, откликаясь на самые различные, нередко жгучие и наболевшие вопросы жизни деревни. В стихотворении «Поют жаворонки» герой поэта признается в люб ви к степным просторам юго-запада Сиби ри,— «из песен жаворонков небо там тонко соткано весной». Красочная пейзажная за рисовка не имеет, впрочем, самодовлею щего значения; как и всегда у автора, она соотнесена с приметами весны трудовой, с заботами и тревогами земледельцев: под эту многоголосую «музыку с рассвета» «ложится в борозду сырую литое хлебное зерно», живут «на поле дотемна» хлеборо бы, а горожанин унесет ее с собой «с при тихших пашен» в город,— и там я жаворонков в небе услышу в свисте зимних вьюг... Нет. ты в степи напрасно не был, ты потерял так много, друг! И. Ветлугин умеет выразить в стихах чув ства хозяина земли, рассказать о его нераз рывной связи с родной почвой, об извеч ном трудовом взаимодействии человека и природы. Поэт убежден, что весеннее бес покойство хлебопашца должно передавать ся и людям других профессий: Но ^каль. что не всем нам, поэтам, вот так же гордиться дано, •что пыл наш. затраченный щедро ' на звонкую строчку иную, хоть самою маленькой каплей вольется под осень в зерно. («Весеннее»), Наиболее крупной вещью поэта, повест вующей о жизни современного ему села, стала на рубеже 50-х—60-х годов поэма «Феклуша». Героиня поэмы — уборщица городской конторы, в нелегкие времена покинувшая родную деревню, возвращается, наконец, в отчий дом, в колхоз й там находит свое настоящее место в жизни. Автору удалось верно мотивировать этот поступок своей героини. Постоянно жившее в Феклуше чув ство любви к родной деревне и природе, «молодая сила», просящая «больших забот» и не мирящаяся со скромным трудом убор щицы, исконная крестьянская сноровка, ко торую Феклуша проявила на колхозной ра боте, когда горожане приехали помогать колхозникам, самый колхозный труд, кото рый стал, наконец, приносить материальную и моральную удовлетворенность и ощуще ние собственной полноценности,— все это диктует героине единственно правильное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2